«Почему искусство?» — новый проект «Вашего досуга», в котором лидеры общественного мнения, инфлюенсеры и специалисты разных областей культуры делятся своими соображениями, зачем мы ходим в кинотеатры, в музеи, на спектакли или концерты; иными словами, почему люди выбирают то или иное искусство? А также рассказывают, какое именно искусство выбрали они сами и почему. Редакция «Вашего досуга» верит, что сегодня вопрос выбора, на что потратить свой самый ценный ресурс, время, — самый сложный. Этим проектом мы надеемся его упростить, предлагая вам выйти за пределы вашего информационного пузыря и познакомиться с лучшим.

На этой неделе легендарный музыкальный критик Артемий Троицкий рассказывает, почему решил устроить свой фестиваль «Летчик. Дача. Лето», зачем люди ходят на концерты, почему предпочитают им фестивали, а также делится культурными потрясениями, которые произошли с ним за последние три года.

Артемий, что люди ищут на музыкальном фестивале? Что они не могут получить на обычном сольном концерте?

Музыкальный фестиваль — это, в общем-то, такая форма бытования музыки, которая существует не так давно. Нормальные концерты в закрытых помещениях происходили всегда, во всяких графских салонах, в филармонических залах, оперных театрах и так далее. Фестивальная форма тоже известна с древних времен: какие-то скоморохи и уличные музыканты выступали под открытым небом, на городских улицах и площадях, и люди тоже радовались. Но потом надолго эта форма была забыта и возродилась лишь в 60-е годы прошлого века. Вот как раз в этом году исполняется 50 лет знаменитому фестивалю в Вудстоке. Он не был первым, до него, скажем, в 1967 году был тоже знаменитый фестиваль в Калифорнии, Monterey Pop. 

Чем хороши фестивали? Это вопрос каких-то личных пристрастий. Потому что фестивали – это довольно экстремальная форма досуга, и есть люди, которые их не любят. Скажем, я к фестивалям отношусь без особого энтузиазма. Я, естественно, их регулярно посещаю, но, поскольку мне уже 64 года, я чувствую все тяготы, связанные с этой формой. Самое ужасное – это если плохая погода, это самое неприятное. Только что был на фестивале «Дикая Мята», и там накрапывал дождик, грязи было по колено буквально. Не могу сказать, что я получил от этого большое удовольствие. Хотя, с другой стороны, глядя на то, как молодежь там бегала и прыгала в грязи, возможно эта реакция у меня старческая, а молодежи это все по фигу.

Фестивали хороши в первую очередь тем, что они дают чувство приобщенности к чему-то большому, праздничному, яркому. Фестиваль – это в первую очередь праздник, а во вторую уже концерт. Если вы хотите послушать музыку в хорошем качестве, услышать все нюансы, увидеть артистов вблизи, то или слушать дома музыку в наушниках, или ходить в маленькие клубы или концертные залы, где это музыкальное удовольствие и гурманство будет полностью обеспечено. На фестивалях, как правило, звук довольно средний. От артистов вас часто отделяет большое расстояние, метров 50, а то 100 или 200, и особого сугубо меломанского комфорта вы не испытываете. Зато там есть много другого. Есть куча народу, есть кого увидеть, с кем пообщаться, познакомиться с девушкой, пройтись по фудкортам, поиграть в какие-то игры и так далее.

Опять же, очень интересное занятие, я этим всегда занимался на крупнейшим в мире фестивале Glastonbury, в Великобритании, – это ходить по разным сценам. То есть у тебя есть расписание, и ты совершаешь так называемый stage-hopping, то есть «прыгаешь» со сцену на сцену. Это всегда интересно, потому что все сцены разные, артисты тоже выступают разнонаправленные, это само по себе такое приключение.

Фестиваль – это праздник и приключение. Поэтому я бы сказал, что тем, кто хочет в этой жизни праздника и приключений, то пожалуйста, езжайте на фестивали. Те, кто хочет послушать музыку в оптимальных условиях, лучше слушать в наушниках или идти в маленькие клубы, это тоже достойная альтернатива.

Можете назвать 3-5 фестивалей, за которым вы следите очень пристально и которыми стоит интересоваться каждому? 

Я скажу честно, что пристально ни за одним фестивалем не слежу. Если есть какой-то определенный артист, то за ним пристально следить легко. За фестивалями пристально следить сложно, потому что каждый год разный состав, разный line-up. В одном году фестиваль более удачный, а в другом – менее или совсем провальный. Я могу назвать несколько знаменитых европейских и американских рок-фестивалей. Glastonbury в Великобритании, Roskilde в Дании с таким, более тяжелым уклоном, не совсем та музыка, которую я люблю. Есть прекрасный фестиваль Eurorock в Ренне, в Бретани. Меня он интересует с точки зрения состава участников, там много альтернативных групп, много групп из стран континентальной Европы, которые менее известны в мире. Еще во Франции хороший фестиваль Printemps de Bourges, в городе Бурж. Тоже интересный фестиваль, довольно много сцен, и открытых, и клубных. И там тоже много артистов, которых на обычных стадионных фестивалях не увидишь. Из российских фестивалей, вот впервые был на «Дикой Мяте». На мой взгляд фестиваль хорошо организован, достаточно комфортабелен, несмотря на крайне неприятную погоду в этом году. Но в то же время мне он показался очень всеядным и таким бессмысленным с точки зрения репертуара. Когда на одной и той же сцене выступает сначала певица Монеточка, потом английская психоделическая группа Primal Scream — ну это как бы странно. Такие вещи в принципе не должны происходить.

Фестиваль Нашествие мне не интересен, потому что мне неинтересны 90% тех исполнителей, которые там выступают. Я не большой любитель русского рока вообще и так называемого «говнорока», в частности. В Москве есть фестиваль «Пикник Афиши». Я бывал на нем лет 15 назад и с тех пор не был, во что он сейчас превратился я, к сожалению, не знаю. Но это, наверное, довольно комфортный фестиваль, просто потому что в отличие от большинства других, он происходит в черте города, а не далеко за его пределами.

Ну и я надеюсь, что фестиваль «Летчик. Дача. Лето» станет флагманским российским фестивалем, по крайней мере в том, что касается качества музыки. Потому что, хотя фестиваль, как я сказал в начале, это не меломанская, а праздничная история, но я считаю, что хорошая музыка – это вещь самоценная. И если организаторы фестиваля ставят во главу угла не только биотуалеты, но и то, чтобы было, что послушать, то и получается интересно. Очень надеюсь, что «Летчик. Дача. Лето» таким фестивалем будет. 

А есть ли такие фестивали, на которые вы никогда не пойдете? Я знаю про вашу большую «симпатию» к Евровидению...

Ну, Евровидение – это фестиваль совершенного иного плана. Это такой совершенно уникальный европейский фрик-аттракцион. Да, мне там не очень интересно, просто потому что, что на Евровидение можно оценивать все, что угодно: костюмы, повадки, шоу. Все, что угодно, но только не музыку. С точки зрения музыки – это отстой полный, окончательный, за редчайшими исключениями. А если говорить о типичных, летних опен-эйрах, то, наверное, ничего такого нет, у каждого просто своя аудитория. Хотя могу сказать, что на фестиваль «Нашествие» не поеду никогда, даже если мне за такую поездку навешают каких-то бонусов. 

Можете назвать какие-то музыкальные потрясения за последние год-два? Кого вы сейчас слушаете?

Я не буду сейчас говорить о мировой музыке. В принципе, всю интересующую меня мировую музыку я освещаю в своей радиопередаче «Музыка на свободе», которая выходит каждую неделю на радио «Свобода». Если говорить о русской музыке, то, в общем, она меня в последние пару лет очень радует. Мне очень понравилось несколько альбомов, в основном из тех, которые вышли в прошлом году. Это альбом «442» Дельфина, который, кстати сказать, выступает на «Летчик. Дача. Лето». Это альбом «Галя ходи» ДДТ, они тоже выступают на «Летчик. Дача. Лето». Это альбомы групп IC3PEAK и Shortparis. Shortparis тоже выступают на «Летчик. Дача. Лето». Это «Время N» Бориса Гребенщикова.

В общем, довольно много интересной новой музыки в последнее время появляется в России. Мне очень нравится, что это музыка разных поколений. Это и семидесятники и восьмидесятники, которые до сих пор не впали в кому, а находятся в очень хорошей творческой форме. С другой стороны, молодые группы. Да, кстати забыл альбом «В диапазоне между отчаянием и надеждой» группы Порнофильмы, тоже сильный альбом. В общем, есть что послушать. Особенно после крайне неурожайного периода нулевых годов. Мне кажется, что конец 10-ых – это довольно винтажное время для российской музыки.

Какие другие виды искусства вам интересны? Кино? Театр? Ходите ли вы в театр? На выставки? Что, наоборот, вам менее интересно?

В принципе, я считаю, что все направления искусства заслуживают того, чтобы за ними следить. Везде имеются талантливые люди. Скажем, был период, когда я вообще не ходил в театр. Я думаю, лет 20...

Почему?

Потому что там ничего интересного не происходило. А потом вдруг в 2010е годы начался процесс возрождения театра, и сейчас я регулярно стараюсь по крайней мере отслеживать новые постановки, Кирилла Серебренникова, Константина Богомолова, Андрея Могучего в Питере. Потому что это интересно, это классные режиссеры. 

Можете назвать свои самые яркие театральные впечатления последних лет?

Их несколько. Я бы назвал пару постановок Могучего в БДТ, в частности «Грозу» Островского, назвал бы пару постановок Богомолова в МХТ, в частности «Идеальный муж». У Кирилла Серебренникова, в Гоголь-центре, практически все спектакли очень яркие. 

А вы «Барокко» видели?

Нет, к сожалению, пока не видел.

Но музыкальный театр вам интересен? Мюзикл, опера?

Нет. 

Вы не ходите в оперу?

В оперу я не хожу просто потому, что я не большой знаток и любитель классической музыки. А современная опера… В общем тоже, не могу сказать, что меня сильно привлекает. Мюзикл же мне вообще неинтересен, как жанр. Потому что с одной стороны, это не серьезная опера, а с другой не хороший поп или рок. Единственный мюзикл, который меня порадовал, это «Mama Mia!», и то потому, что в его основу положены действительно прекрасные, классические песни группы ABBA. Других мюзиклов назвать не могу.

А кино и сериалы? В этом противостоянии, когда люди перестают смотреть кино и начинают смотреть сериалы, вы за кого?

Ну, в этом противостоянии я, конечно же, на стороне кино. Во-первых, потому что это как бы вещь такая привычная, давно любимая и традиционная. А во-вторых, потому что сериалы отнимают очень много времени. Я занятой человек и не могу себе позволить делать так, как делают многие мои знакомые, попавшие в пенсионерский возраст. Они просто сидят и ночами напролет смотрят по 6 серий подряд этих сериалов. Я слишком устаю для этого и ночью предпочитаю спать, а днем работать или работать, путешествовать, встречаться и общаться. Поэтому я, конечно, предпочитаю традиционный киноформат. Хотя, если говорить о сериалах, то есть действительно некоторые выдающиеся сериалы, самым выдающийся из них – причем это был последний сериал, который я увидел – это сериал «Чернобыль». Это могучее произведение, которое, я думаю, войдет в анналы визуального искусства. 

За последние годы было такое сильное впечатление в кино? Русское, возможно?

В кино я хожу не так часто, как хотелось бы и, как правило, в последнее время фильмы меня разочаровывают. Мне нравится несколько русских режиссеров, за их фильмами я стараюсь следить. Это, естественно, Андрей Звягинцев, это Иван Вырыпаев, это тот же Кирилл Серебренников, потом Сигарев, у него фильм «Волчок». Так что есть у нас хорошие фильмы. Если говорить о западных фильмах, то я давно ничего хорошего не видел. «Богемская рапсодия», «Рокетмен», вот только что посмотрел «Yesterday».

И как?

Не катит. Даже то, что вспоминаю это время с ностальгией. В свое время мне не очень понравился «Doors» Оливера Стоуна, но на фоне этих фильмов, я считаю, что это был шедевр.

Последний вопрос. Лев Толстой, когда уходил из Ясной Поляны, взял с собой всего одну книгу, «Братьев Карамазовых» Достоевского. Если бы вы сейчас были на его месте, что бы вы взяли с собой? Музыкальный альбом, книгу, картину, фильм, но что-то одно.

Я бы взял с собой, наверное, музыкальный альбом. Я бы взял с собой какой-нибудь диск Александра Башлачева. Это то, что я могу слушать вечно. Конечно, есть музыка, которая мне нравится больше, но сочетание лирики, энергетики и личных воспоминаний – для меня это просто беспрецедентно.