Капитальный фестиваль памяти Олега Кагана, высоколобый фест современной музыки и DanceInversion, в котором каждая гастроль помечена грифом «впервые в России». Событий столько, что ноябрьскую депрессию можно просто не заметить.

Еще реально успеть на «Импорт Экспорт» модной бельгийской труппы «Les Ballets ES C. de la B.» (8–10.11), обещающей свежий вариант дружбы цирка, танца и видео. Можно заранее приготовиться к спектаклю Национального балета Португалии «Педро и Инес» (17–18.11) с потугальской версией любви до гроба. Но особо рассчитывайте на гастроли балета Национального театра Чехии (13–14.11), чей новый формат связан с именем артиста-хореографа Петра Зуски. Пик своей артистической карьеры он разделил между хорошими европейскими труппами, и потому с лучшими постановками современников знаком не понаслышке. Среди них, понятно, и великий соотечественник Иржи Килиан, в тени которого будет работать еще не одно поколение не только чехов. Впрочем, тень Килиана – лестное место, а в списке повлиявших на хореографа мастеров еще Начо Дуато и Охад Нахарин. Да и со вкусом у Зуски все в порядке - есть у него постановки на музыку Пярта и Шостаковича, а поводом к сочинению был даже архетипичный пражский «Голем».

На DanceInversion хореограф везет три своих недавних опуса – образцы лирики, специфичного жанрового юмора не менее специфичного радикализма. В лирическом Les Bras de Mer («Объятия моря») участвуют Она, Он, стул и стол. С помощью мебели пара подробно выясняет отношения. Эту вечную тему вместе со способом изложения можно было б игнорировать как сильно заезженную, когда бы в ней не принимала участие звезда Мариинского театра Диана Вишнева. Прима уже исполняла этот опус на своем бенефисе, вошла во вкус, и решила, что московская публика тоже не останется к нему равнодушным.

Эталоном юмора служит «Сон Марии». Интеллектуальная подкладка в нем – будь здоров: как повод Петр Зуска взял дневниковую запись сна главной нимфы балетного романтизма Марии Тальони за 1847 год. На зависть Фрейду Зуска устроил психоанализ по-балетному. На садовой скамье, которая еще на стала той самой кушеткой, грезят четыре юноши в пачках, и время от времени кто-то из них вспархивает в соло. Говорят, это аллюзия на появившиеся позже знаменитые Па де катр и «Умирающего лебедя»; еще говорят, что в этом есть метаморфозы, абсурдность, тонкая поэзия, житейский юмор и пророческий дар.

А под занавес Зуска передаст привет молодому поколению: годичной давности «Немного экстрима» идет под расслабляющую эзотерическую музыку плюс рэп и хип-хоп в самом ходовом варианте от 2 Pac, 50 cent и Эминема. В этом спектакле сцену обещают украсить парочки в интересных позах. В общем, смотрите.

Для меломанов свои радости. Десять дней главные концертные залы Москвы принимают Восьмой международный фестиваль «Памяти великого артиста. Посвящение Олегу Кагану» (13–23.11). Сердце этого феста, знаменитая виолончелистка Наталья Гутман, и в этот раз собрала известнейших музыкантов разных поколений и стран. Друзья и коллеги уверяют, что тем же умением – собирать разных индивидуальностей для общего дела – отличался и великий скрипач, ушедший с музыкального Олимпа в сорок три года. На сценах ожидается настоящее созвездие: Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Миша Майский, Теодор Курентзис; ГАСО, «Новая Россия» и редкий эстонский гость, культовый «Hortus musicus».

На открытии в БЗК Элисо Вирсаладзе и «Musica Viva» Александра Рудина исполнят два фортепианных концерта и очень уместную по этому поводу увертюру из «Творения Прометея» Бетховена. Через сутки в том же зале живые брэнды российской музыки, Наталия Гутман и Виктор Третьяков, играют романтические концерты Бруха и Дворжака плюс немного Вагнера. О концерте «Hortus musicus» (17.11) мы еще успеем рассказать; и хотя кажется, что лучше уже не надо, поверьте, что вторая половина фестиваля еще интереснее.