Грядет десятидневка Трех Больших Курьезов: в один вечер 13 сентября пройдет три отличных концерта; классическую оперу нарастят народной музыкой и цирком; в Москву очередной раз не приедет Папская Сикстинская капелла.

Если капелла Его Святейшества, самая закрытая для контактов концертная организация, еще раз соберется в Москву, ей уже никто не поверит. Кем мы уже только не разжились за последние сезоны – и Венскими филармониками, и нереальным собранием Фестиваля оркестров мира. Кажется, что с доставкой на дом у нас уже были все звезды, ан нет – нет гонцов от Папы. Правда, прогресс налицо: весной сикстинцы отказались от гастролей за неделю, теперь за две, так что и дальше в этом вопросе ясность будет нарастать. Надо только набраться терпения. Ждут ведь немцы билетов на «Кольцо нибелунгов» в Байройте по несколько лет, и ничего, дожидаются.

Зато вечер 13 сентября обескураживает излишеством предложений. О том, как БСО всем оркестром дружит со Швейцарией, а Российский национальный оркестр во главе с Михаилом Плетневым ценит концертные увертюры Мендельсона, читайте далее.
В то же самое время абсолютно уникальное событие пройдет в Малом зале консерватории. На один вечер Государственная коллекция уникальных инструментов предоставит свои струнные сокровища в пользование музыкантам. И не каким-нибудь, а знаменитому Квартету имени Бородина в блистательном составе: Рубен Агаронян (I скрипка), Андрей Абраменков (II скрипка), Игорь Найдин (альт), Валентин Берлинский (виолончель). Повезло на один вечер и нескольким менее именитым солистам. Играть они будут на инструментах великого скрипичного мастера Антонио Страдивари, 270 лет со дня смерти которого отмечает этот вечер. Инструменты Страдивари и мастеров его школы застрахованы на страшные суммы и покидают стены хранилища в исключительных случаях: там для них существует специальный температурный режим и особые условия хранения. Но самим певучим механизмам необходимо, чтобы их время от времени беспокоили живые человеческие руки, и в день памяти их творца это особо уместно. В программе опусы шести авторов, среди них Паганини, во время игры безжалостно рвавшего на таких скрипках струны. Прикоснитесь к ожившей легенде – наверняка эмоции будут тонкие и сильные.

Особые страсти ждут меломанов на гастрольной «Турандот», спектакле Пекинской оперы со всеми вытекающими последствиями. Главное: привычная, местами слащавая партитура итальянца Джакомо Пуччини разбавлена здесь традиционной китайской музыкой. Надо полагать, эффект правильный. Но Пекинская опера предполагает еще кучу специфики. Местные универсальные артисты поют так же хорошо, как декламируют, а танцуют так же хорошо, как и сражаются на мечах. Таким образом, в одном комплекте вы получите классическую оперу в европейском понимании, восточные единоборства, пышную технологичную сценографию, немного драмы и очень качественный цирк. Согласитесь, зрелище достойное императоров. А поскольку оно и есть представительская часть императорской культуры Китая и привозится в год дружбы старейшим и самым уважаемым театром Пекина, в исключительном качестве зрелища не сомневайтесь ни на секунду. Можно считать, что пожившая в Европе своенравная китайская принцесса просто вернулась в родные пенаты.

Под занавес – два сольных фортепианных концерта, которые тоже нельзя игнорировать. Два финалиста и любимца последнего Конкурса имени Чайковского приготовили публичные программы. Андрей Коробейников (Бетховен, Рахманинов, Шуберт - 14 сентября, БЗК) и Александр Лубянцев (Шуман, Шопен, Лист, Равель - 15 сентября, МЗК). Оба отлично играли, много нервничали и оставили в конкурсных залах верных поклонников. Теперь и они, и те, кто не любит конкурсов с их монотонно нервной атмосферой могут расслышать игру фаворитов в спокойной обстановке. И это, наконец, не курьез, а нормальная концертная жизнь. С наступившим вас сезоном!