Кто сказал, что академическая музыка тихо умирает? Московская публика подарила гробовщикам блистательный аргумент в пользу жизни – в первые дни влет распродана четверть абонементов на новый сезон, а на афише сияют молодостью свежие лица.

Только не надо говорить, что у «Гарри Поттера» поклонников больше – это и очевидно, и давки за свежим бестселлером нельзя сравнить с очередью в кассы филармонии. Лучше оцените логику меломана, который на девять месяцев вперед соблазняется концертами без всяких малодушных оговорок, допуская, что в какой-то день он может заболеть, а в какой-то будет просто плохая погода и желания выйти в люди не появится. Тем не менее, дензнаки меняются на заветные билеты, и в сумбурной столичной жизни появляется иллюзия стабильности: будет день – будет концерт. Такое развитие событий, похоже, было приятной неожиданностью и для музыкантов. Во всяком случае, главный дирижер Большого театра Александр Ведерников рассказывал о распроданном симфоническом абонементе оркестра Большого прямо с юношеской гордостью. Раз уж в академическом проекте наметился ажиотажный спрос, «ВД» фокусирует внимание на том хорошем, что еще не раскуплено.

Александр БузловЕсть несколько абонементов с исполнителями, чей возраст еще не позволяет рассчитывать на десятилетиями преданных поклонников. Но их уже без натяжки называют звездами XXI века – А. Мельников, А. Баева, Г. Муржа, А. Бузлов (абонемент № 110); Я. Кацнельсон, К. Блаумане (№ 99); М. Рысанов, Р. Минц, А. Ситковецкий, А. Гугнин (№ 100); Р. Замуруев, Д. Коган (№ 94). Они молоды, раскованы и знают разницу между европейским, американским, японским и русским слушателем. Кто-то из них по стечению обстоятельств делает карьеру в России, кто-то за рубежом, однако участием в абонементах МГАФ гордятся все. Еще неоспоримый плюс: молодежь хочет больше прославиться и рискует играть нестандартные программы. А иногда так и вовсе сумасшедшие по технической и эмоциональной сложности. Например, блистательный скрипач Роман Минц, известный как вдохновитель фестиваля молодых музыкантов «Возвращение», сподвиг пианистку Елену Апекишеву на исполнение всех (!!!) произведений Альфреда Шнитке для скрипки и фортепиано. Такой абонемент нельзя игнорировать хотя бы из перфекционизма (и легко запомнить - № 100).

Елена РевичРациональное молодое поколение прекрасно понимает, что за ручку к успеху не водят, но поддержку филармонии все же ценит. Оба трендовых проекта, «Молодые таланты» и «Звезды XXI века», дают шанс начинающим протолкнуться к публике и попасть в обойму концертной жизни. Кругов признания здесь три: первые концерты под пионерским названием «Взгляд в будущее» проходят в совсем маленьких концертных залах вроде Музея имени Скрябина, Политеха и Дома Нащокина, где собираются обычно друзья и родственники кролика. Затем музыкант попадает в абонемент «Молодые таланты» и играет в Концертном зале имени П.И. Чайковского в сопровождении ведущих симфонических оркестров (где оркестры в первую очередь любуются собой, едва замечая «именинника»). Прошедшим огонь и воду даются медные трубы в виде цикла на сцене Большого зала консерватории «Звезды ХХI века». Затея эта рассчитана на 2-4 года, и на самом деле многих из упомянутых музыкантов уже неловко именовать начинающими – имена и репутации на слуху. Но для одних, вроде Алены Баевой или Екатерины Мечетиной, это реальный способ участия в размеренной концертной жизни. Для других, вроде победителей последнего Конкурса имени Чайковского Мирослава Култышева, Андрея Коробейникова и Сергея Антонова – возможность показать себя вне конкурсной нервотрепки, противопоказанной появлению музыки. Наконец, для всех не отягощенных автоматическим пиаром за выслугу лет эти концерты дают шанс сделать так, что в каком-то обозримом будущем абонементы с их участием будут раскупаться в авральном режиме, в первые дни продаж и задолго до начала сезона. Правда, и нам тогда рекомендовать их не понадобится - поживем, послушаем и тогда тоже представим молодых. Только уже новых.