23 февраля на МСА «Лужники» петербургская группа «Сплин» представит свой новый альбом «Раздвоение личности».

Выпустив в 2004-ом «Реверсивную хронику событий» команда Александра Васильева принялась за работу над следующей пластинкой лишь осенью 2005-го. При этом в группе постоянно происходили кадровые изменения – так, коллектив покинули участники оригинального состава гитарист Стас Березовский и флейтист Ян Николенко. Впрочем, кардинальных изменений в стилистике «Сплина» это не вызвало: наши главные рок-меланхолики остаются верны себе и своему названию («сплин», как гласит Словарь русского языка Ожегова, – уныние, хандра, тоскливое настроение) и продолжают выдавать на гора все новые порции интеллектуального напористого минора, слегка разбавленного фирменной васильевской печальной лирикой. Новая пластинка с названием, отсылающим куда-то в область психиатрии, – не исключение, более того, степень тревожной психоделии и напряженности в ней доведена до предела. О причинах подобного душевного состояния корреспондент «ВД» беседует с лидером группы Александром Васильевым, а Александр, с присущим ему юмором, отвечает.

Александр, почему таки «Раздвоение личности»?
А не расстройство желудка? Просто мне нравится это словосочетание – оно необычное.

По-вашему, это опасное состояние – раздвоение личности?
Это явление характерно для всех художников, с этим можно жить, играть концерты, записывать альбомы, создавать семьи, рожать детей и двигаться в сторону Пер ла Шез – неспешно, медленно, плавно, не пользуясь никаким транспортом.

Почему альбом такой тревожный? Что вас волновало в период, когда вы сочиняли эти песни?
Альбом тревожный, как и время, собственно. Что волновало? Да все, вот только сейчас это «все» потеряло всякий смысл. Тревоги и сомнения мгновенно рассеиваются и улетучиваются после рождения ребенка (12 сентября 2006 года у Александра Васильева родился сын – Прим авт.) Поэтому в нынешний момент я уже думаю про следующий альбом, а люди только-только этот начинают слушать. Я им сочувствую.

По-моему, самая тяжелая и мрачная песня на альбоме – «Праздник». Что вас сподвигло на сочинение этой композиции?
Да, «Праздничек» не очень спокойная вещица… А сподвигли жизнь и смерть. Смерть перкуссиониста «АукцЫона» Павла Литвинова – моего приятеля.

А в каком настроении вы, как правило, пребываете по жизни?
Большую часть времени я провожу в состоянии умиротворения, но в таком настроении песен не пишу – сочиняю, когда появляется ощущение тревоги, волнения, беспокойства, неизвестности. На самом деле неохота в одном и том же состоянии всю жизнь провести – умиротворения какого-то. Мне это интересно. Хочется и экстремальных эмоций, адреналина.

Почему, на ваш взгляд, в рок-музыке столько минорных интонаций и негативных эмоций?
Творчество – это разница между тем, каким мы представляем этот мир, и каким он является на самом деле. А он всегда несколько хуже, чем мы бы того хотели. С помощью творчества этот дисбаланс выравнивается. А рок – это просто жанр такой. Есть, например, огромный спрос на музыку барокко в исполнении струнных оркестров – люди идут в консерваторию, чтобы умиротвориться. А есть те, кто хочет встряхнуться: они идут в противоположную сторону – где рок играют…

На альбоме есть песня «Маяк» на стихи Маяковского. Зачем решили за Владимира Владимировича взяться?
Чтобы отомстить ему. За то, что приходилось учить его в школе. А этого стихотворения не было в школьной программе, я сам его откопал в детстве – оно было самым сильным из того, что есть в дореволюционной лирике Маяковского.

А почему в проигрыше этой песни звучат китайские интонации?
Вы должны понимать, что это же 1916 год был. В тот момент в Москве и Питере жило очень много китайцев. У Булгакова в «Зойкиной квартире» это отмечено – вся прислуга китайская, китайцы торговали кокаином, морфием, держали прачечные, ресторанчики – все, как сейчас…

Забавно… Немного отойдем от темы альбома. Почему у вас произошла смена состава?
Состав менялся непреднамеренно – не было такого плана поменять музыкантов. Но как ни странно, это пошло на пользу группе. Я раньше все хотел побольше людей привлечь – иногда нас семеро играло. А когда мы вчетвером остались – Алексей Мещеряков, Вадим Сергеев, Николай Ростовский и ваш покорный слуга, тогда и зазвучали – нет худа без добра. А на концерте к нам присоединится наш новый коллега – басист Дмитрий Кунин.

Изменился ли саунд команды с приходом новых музыкантов?
Саунд утяжелился, просто хэви-метал какой-то стал. Ужас! Слушатели в страхе будут разбегаться из зала. Это в мыслях у нас план такой – разогнать публику первыми двумя – тремя аккордами, чтобы все Лужники к выходу ломанулись. Вот это будет настоящий успех! Нет ничего веселее в жизни, чем дразнить обывателя – аккордами тяжелыми, словечками мудреными, панковскими.

Вам надоело зрительское внимание?
Не то что оно мне надоело – я его с самого начала ненавидел. Так что оно даже не успело мне надоесть.

А вы хоть представляете, кто вас слушает?
Нет. Это не то, что неинтересно – это страшно. Как в замочную скважину подглядывать.

Что-то из современной музыки вам нравится?
Сейчас столько всего интересного, что просто теряешься. Residents обожаю. До чего же они сумасшедшие! У них новый альбом вышел, надо будет приобрести. Сейчас мы достраиваем студию в Питере и будем там сочинять такую же музыку. А может быть даже еще круче!

Кто-то из молодых отечественных музыкантов вам интересен?
Те, что по подвалам играют? Как-то мы ездили по Питеру с Лехой Мещеряковым, смотрели репетиционные точки, и Леха завез меня в какой-то 9-тиэтажный ангар – какое-то ныне заброшенное производственное объединение. Поднимаемся на 4-ый этаж, там коридор метров 200-300 в длину, сплошные комнаты, и в каждой комнате репетирует хэви-металлическая группа. Когда по коридору идешь, такой звук повсюду!.. И в коридоре люди стоят – все с пирсингом, в коже, заклепках. Очень круто!

Как вы считаете, что сейчас происходит с русским роком – испытывает ли он кризис идей или наоборот прогрессирует?
Честно говоря, не слежу за этим. Я могу отвечать только за себя, за свою группу, за свои песни. Мы никогда не испытываем кризиса идей и дефицита тем. А если мы делаем что-то интересное, значит и с нашим роком все в порядке.