К своему десятому юбилею фестиваль «Возвращение» пришел в полном порядке. Не в смысле финансовой стабильности, которой как не было, так и нет, а в смысле художественной репутации, которой можно только позавидовать

История «Возвращения», как и всякая правильная история, началась с идеи. Наши бывшие соотечественники-музыканты, выпускники западных музыкальных колледжей, решили собираться под Рождество на фестиваль с нестандартной программой, в которой были бы мировые и российские премьеры, редко исполняемая музыка и классика камерного репертуара. Затея усложнялась особыми российскими условиями: фестиваль мыслил себя как независимый, а потому наслаждался одновременно и свободой действий, и финансовыми проблемами; фестиваль должен был «собирать своих» с миру по нитке, совмещая очень разные и очень плотные графики. И, главное, фестиваль придумал себе особую головную боль: никогда не повторять программы прошлых лет, играя по принципу «меньше хитов, больше премьер».
С тем, что касается участников, все более-менее понятно: они уезжали за рубеж вслед за педагогами, многие обзавелись «запасными» паспортами и престижными мировыми наградами, имеют, как взрослые, личных менеджеров и многолетние концертные планы. Только в редких случаях география их гастролей распространяется на родные пенаты. И тем не менее: «Мы рады встрече со старыми друзьями, живущими в России и в разных странах мира. Мы хотим представить публике знания, которые получили на Западе, и ту музыку, для которой пока не нашлось места в расписаниях московских филармонических залов», - так идеологи и организаторы «Возвращения» формулируют принципы и задачи. Они - выпускник Королевского Музыкального Колледжа в Лондоне скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков, окончивший Высшую Музыкальную Школу в немецком Детмольде.
Все годы фест проходит в начале января в Рахманиновском зале консерватории. Каждый раз уже помянутый мозговой центр придумывал генеральную идею феста, не боясь упреков в лишней оригинальности. Выбирали, например, тему «Психические аномалии композиторов» или «Трудности перевода». Москва шушукалась, обменивалась новостями и набивалась в зал вместе с друзьями, родственниками и друзьями родственников.
Нынешний фестиваль придумывался долго и мучительно, очень уж хотелось показать себя во всей красе. Получилось вот что. В первый вечер фест представит набор из «Прощания - разлуки-возвращения», подводя идею под себя, хороших, с помощью нетрадиционного набора композиторов. Часть имен совсем не на слуху, а объявленные опусы Иоганна Себастьяна Баха и Бетховена уж точно самые незаигранные. Сначала - произведения в честь прощания, вроде «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» Баха. Затем - тоска разлуки с соответствующим репертуаром: авторы словно утверждают «мы не снобы» и ставят в афишу среди всего прочего опус Ильи Гофмана (р. 1978) и Ноктюрн «Разлука» Михаила Глинки. Третья часть концерта - полный триумф и лучший показатель «выслуги лет» и высоты профессионального статуса: специально к Х фестивалю написал новый опус Леонид Десятников, назвав его в честь виновника торжества.
Дальше по дням - Бетховен с Рихардом Штраусом и Франсис Пуленк с Анж Флéжье. Потом - Дебюсси, Брамс, Григ, Пауль Хиндемит и Бедржих Cметана (подзаголовок концерта прост как правда - «фортепиано»). Через день - концерт с пометкой «струнные», в котором Прокофьев, Мендельсон и Барток соседствуют с чудом, откопанным Эрвином Шульхоффом и нашим современником Освальдо Голиховым. Ну, и традиционное кокетство: под тоскливым названием «Концерт по заявкам» в последний день фестиваля музыканты «Возвращения» играют по собственным заявкам свои излюбленные опусы. Тут уж только держись: будут и «Буколики» Витольда Лютославского, и «Пастораль» Игоря Стравинского, и много чего светлого, буколически-идиллического, нежного, как сон настоящего музыканта и колкого, как его же дневные мысли. Отличный способ показать изыски мастерства и хорошо воспитанного вкуса.
232-53-53