Накануне концерта, посвященного 5-летию ансамбля «Эрмитаж», наш корреспондент пообщался с Алексеем Уткиным.
 
Вы успешный музыкант, с огромным опытом выступлений в России и за рубежом. Вы концертируете с известными солистами и инструменталистами. Ансамбль солистов «Эрмитаж» уже имеет большой опыт работы со звездами. Известно, что после недавнего концерта с Хворостовским он вас поблагодарил за совместную работу.
Для меня понятия звезды – это совершенно не то, что для зрителей. Для меня Хворостовский – это музыкант с большой буквы. И его оценка нашей совместной работы для меня ценна. Не будь он столь требователен к себе, он не стал бы тем, кем он стал. Поэтому работалось, конечно, непросто. Всегда с любым серьезным музыкантом процесс знакомства и взаимопроникновения достаточно длительный. Но если контакт есть, получается хороший результат. Сначала было «обнюхивание», хождение по кругу. Но через два-три произведения мы почувствовали, что все у нас получится. Результат – спасибо от Хворостовского. Нам чрезвычайно приятно.
 
А вам понравилось с ним работать?
Да, и я думаю, что это не последняя наша совместная работа.
 
Значит, концерты будут еще, с новыми программами?
Я знаю, что для Хворостовского новая программа – это достаточно серьезный труд. У него огромный репертуар, чтобы быть везде востребованным – от самой серьезной классической музыки (я так общо ее называю) вплоть до песен военных лет и советских песен. Все на одном высочайшем уровне исполнительства и той отдачи, с которой он это исполняет. И если он подвигнется на новый совместный проект – будем считать это полной победой.
 
Теперь вы «изменяете» музыкантам с драматическими актерами. Работаете с Михаилом Козаковым и Дарьей Юрской в спектакле «О ты, последняя любовь», с Александром Филиппенко в «Триумфе художественного вкуса». Как возникли эти проекты?
Это была идея продюсера Олега Березкина. У Козакова был опыт с другим музыкантом, но, по-моему, идея эта захватила и Михаила Михайловича, и Александра Георгиевича. Получились два совершенно разных спектакля. И насколько разные эти два актера, настолько непохожи эти спектакли. К обоим спектаклям было очень интересно и приятно подбирать музыку, потому что это все делалось в общении. Музыка, которая звучит в спектаклях, усиливает впечатление оттого, что читают актеры.
 
Как вы подбирали музыку?
Я приносил записи на компакт-дисках, это все прослушивали несколько раз. Я предлагалодин вариант, второй, третий. И, вобщем, в итоге мы пришли к тому,что есть сейчас. Я не уверен, что этопоследний вариант. Может быть,что-то еще в процессе изменится.
 
То есть спектакль все время будет меняться?
Думаю, не сильно – основное будет сохраняться. В большей степени с Александром Георгиевичем Филиппенко может быть такая импровизация. Его спектакль и возник как импровизация: Филиппенко приходил и читал. А мы сидели, развесив уши, и слушали, получали огромное удовольствие и хохотали. Когда все заканчивалось, то вспоминали, зачем собрались. Потом уже, когда мы более конкретно поставили себе задачу, нашлась та музыка, которая отражает то, что читает Филиппенко, то разнообразие, ту палитру, которая достаточно эклектична. Музыка абсолютно разная: от XVII до XX века. И все перекликается.
 
Драматические актеры считают, что вы и Ансамбль солистов непременные участники спектакля. Как складываются ваши отношения на площадке?
Я, например, сторонник того, чтобы много раз услышать, долго подумать, а потом уже выдать что-то. У драматических актеров другая позиция. У них истина рождается в процессе обсуждения. Поэтому мне частенько было трудно. Одно дело, когда работаешь с музыкантом – он может конкретно объяснить. А актер, который не является профессиональным музыкантом, – хотя и Михаил Михайлович, и Александр Георгиевич очень музыкальные и эрудированные люди – он все равно мыслит по-другому.
 
А каково работать с театральным режиссером, а не с более привычным дирижером?
То, что я перечислил, и есть наша работа. Она начиналась на кухне у Михаила Михайловича. Когда он читал, на словах пытался объяснить, что он хочет. И кое-что мы взяли. Иногда встречные мои предложения были восприняты им на ура. Его режиссура облегчала мне жизнь. Гораздо труднее, когда нет режиссуры. В нашем спектакле с Филиппенко ее якобы нет. Это набор настроений, порою связанных, порою – контрастных. С Михаилом Михайловичем – это спектакль трех артистов – двух чтецов и одного музыкального ансамбля. Оркестр и я – это неразрывно.
 
Что вы вложили в «творческую копилку» в результате этих спектаклей, этой работы?
Во-первых, я узнал много новых стихов и прозы, которые никогда раньше не слышал. Я все время в музыке или в наших житейских проблемах. А тут совершенно другой мир, с такими актерами, которых я помню с детства. Мы из разных поколений. Михаил Михайлович Козаков – это всегда что-то интересное, что-то такое тонкое, как запах дорогих духов. А тут мы оказались сначала на одной кухне, потом на одной сцене. Для меня это трудно было осознать – они люди, известные на всю страну.
 
А вы на весь мир…
Ну, мы в совершенно разных плоскостях. Естественно, драматический актер, киноактер обладает известностью, популярностью. А таких, как Козаков и Филиппенко, вообще единицы.
 
Как спектакли и репетиции вписываются в ваш творческий график? Вы до сих пор работаете со Спиваковым, у вас свой оркестр?
Трудно, конечно. Сейчас мы записываем сложнейший диск. Мы заканчиваем запись, а на следующий день у нас концерт. Другая программа, другая музыка. Подбирая музыку, я совершенно не думал
о том, что ее нужно еще будет исполнять. То затраченное время дает нам возможность сейчас к спектаклям подходить увереннее. Первый раз я очень волновался, сейчас мне спокойнее.
 
В спектакле вы выступаете со своим Ансамблем солистов «Эрмитаж». Вы с ними уже пять лет, с первого дня. Как изменяются отношения в коллективе?
От первого состава у нас только один человек остался. Работа коллектива складывалась так, что мы не знали, на какую дистанцию у нас забег. Последние два года наше присутствие на сцене стало желанным не только в Москве. Сейчас можно считать, что состав устоялся. Но все равно есть трудности. Мы на самоокупаемости. Все тяготы ложатся на плечи музыкантов. Но надеюсь, что наступит время, когда мы сможем предложить музыкантам такие условия, чтобы они спокойно могли смотреть в будущее.
 
Какие у вас творческие планы?
Мы записываем диск, выступаем с Козаковым и Филиппенко, концерты. Мы работаем с Казарновской, Образцовой. Предстоит поездка в Испанию и Францию. Правда, времени очень мало, и та востребованность, которая постепенно появляется, подстегивает нас делать все лучше.
 
Юлия Арсеньева
 4 ноября. 19.00. Концерт Алексея Уткина и Ансамбля солистов «Эрмитаж». Московский международный дом музыки (Светлановский зал). Справки: 730-10-11