Близится школьная пора. Совсем скоро школы распахнут двери для учеников, прозвучат первые звонки. По всей стране дети выстроятся на линейках, будут читать стихи и слушать наставления учителей. В прошлом году 1 сентября в школу пошли 17 млн детей, из них 1 млн 990 тысяч в первый класс. Это был абсолютный рекорд за 12 лет. 

С сентября в школьных плохо проветриваемых помещениях возобновится скученность – лучшая среда для репликации SARS-CoV-2. А часто недостаточно стерильные санитарные условия в туалетах и столовых добавят коронавирусу, да и другим инфекционным возбудителям новых возможностей для размножения.

Считается, что для детей заболевание новой коронавирусной инфекцией COVID-19 является не настолько опасным, как для взрослых пациентов. Отчасти это действительно так. Имеющиеся на сегодня данные свидетельствуют о том, что дети составляют до 10% в структуре инфицированных SARS-CoV-2 и до 2% в структуре пациентов с диагностированными клиническими случаями COVID-19. У детей существенно отличаются факторы риска, т.к. только в 9% случаев заражение вирусом SARS-CoV-2 связано с путешествиями в другие страны и 91% заболевших имели местные контакты, преимущественно в семейных очагах.

То есть статистически дети болеют реже, с менее выраженной клинической симптоматикой, реже требуют госпитализации, заболевание у них протекает легче, что, однако, не исключает случаев тяжелого течения. Частота тяжелых и крайне тяжелых случаев заболевания не превышает 1%. Тем не менее родителям стоит насторожиться.

Случаи крайне тяжелого COVID-19 у детей регистрируют обычно при наличии факторов риска: тяжелых преморбидных заболеваний (дети, имеющие заболевания легких, врожденные пороки сердца, бронхолегочную дисплазию, гидронефроз, лейкемию и др.), иммунодефицитных состояний разного происхождения – чаще заболевают дети старше 5 лет, у которых в полтора раза чаще регистрируют пневмонии. Нельзя также исключить влияние на тяжесть состояния коинфекции с другими респираторными вирусами, вроде рино- или аденовирусов, для которых характерно поражение нижних отделов респираторного тракта, приводящее к пневмонии или бронхиолиту.

Минздрав в качестве противовирусной терапии детей с легкой и средней степенью течения COVID-19 рекомендует препараты ИФН-α, например, Генферон лайт в назальной или свечной форме выпуска и умифеновир, известный как Арбидол, с шести лет. При тяжелой степени протекания болезни уже в стационаре используются внутривенные иммуноглобулины.

Согласно данным накопленных наблюдений дети выздоравливают быстрее взрослых, в среднем за 10-12 дней. Тем не менее, это не всегда значит, что болезнь проходит бесследно для их здоровья.

Специалисты наблюдают тяжелые последствия после бессимптомного Ковида даже у совершенно здоровых детей. Например, синдром Кавасаки или мультисистемный воспалительный ответ диагностирован как у детей раннего возраста, так и у подростков, перенесших COVID-19. Поэтому на фоне отсутствия вакцины для детей так важна насторожённость врачей и родителей, а также правильная и эффективная профилактика.

По мнению эксперта, в качестве профилактической меры необходимо также принимать препараты широкого спектра активности против вирусов, с доказанной эффективностью и безопасностью.

«Одним из наиболее изученных препаратов для этой цели является Арбидол (действующее вещество – умифеновир), обладающий широким спектром противовирусной активности, в том числе в отношении новой коронавирусной инфекции. Это подтверждено в новой инструкции по применению препарата, а также в действующих методических рекомендациях по лечению и профилактике COVID-19», — резюмирует Елена Дондурей.

По мнению врача важными способами защиты детей являются изоляция больных, строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм, а также повышение устойчивости организма к патогенам соблюдением режима дня, полноценным питанием и адекватной физической нагрузкой.