Мутацию SARS-COV-2, значительно более заразную, чем оригинальный китайский вирус, впервые обнаружили в Индии еще в конце прошлого года. Чем опасен новый вирус и есть ли шанс на спасение, рассказываем в этом тексте.

По данным Всемирной организации здравоохранения на сегодняшний день индийский тип коронавируса обнаружили уже в 90 странах. По заявлениям чиновников организации «Дельта» почти в три раза более контагиозен и вирулентен, чем его старший уханьский собрат. Из-за «дельты» заболеваемость в Индии начала расти невероятными темпами в начале текущего года, а в мае достигала четырехсот тысяч человек в сутки. Ленты мировых информационных агентств пестрили ужасающими новостями и фотографиями буквально полей с ритуальными кострами из Дели, Мумбаи, Мадраса и других густонаселенных индийский городов. Сейчас ситуация с распространением коронавирусной инфекции в Индии, кажется, находится под контролем властей, но каждый день в этой стране заражается почти 45 тысяч человек. «Дельта» заставила многие страны снова задуматься о введении локдауна.

Индийский штамм не только более заразен – больной им заражает 6-8 человек вокруг себя, а не 3-4, как уханьский штамм. Он приводит к более тяжелому течению COVID-19, и, соответственно, к более высокой смертности. «Дельта» настолько агрессивен, что вытесняет другие штаммы. В Великобритании он почти вытеснил местную мутацию SARS-COV-2, так называемый британский штамм или «альфа». Это же произошло в России. В нашей стране самым распространенным штаммом был оригинальный китайский вирус. Однако, по словам заместителя мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасии Раковой, еще в начале июля «дельта» вытеснил в Москве все остальные разновидности COVID-19.

Как работает «дельта»

Индийский вариант SARS-CoV-2 несет в себе опасные мутации, в том числе в S-белке шипа вируса, против которого как раз работает, например, российская вакцина Спутник V. В частности, мутации подвергся небольшой фрагмент этого белка, так называемая «фуриновая вставка», которая, если говорить простым языком, отвечает за наиболее эффективное проникновение вируса в клетку. Между прочим, эта фуриновая вставка (или фуриновый сайт) является одним из аргументов сторонников искусственного происхождения SARS-CoV-2, так как подобного компонента нет ни у одного из других родственных SARS-CoV-2 вирусов.

Каковы симптомы, в чем опасность?

Медики утверждают, что индийский штамм опасен для всех, но особенно для молодых людей. По симптомам заболевание COVID-19 при «дельте» выглядит скорее, как тяжелая простуда – высокая температура сопровождается признаками лихорадки, насморком, головными болями, болями в мышцах, суставах, в горле. При этом наблюдения за пациентами с индийским штаммом коронавируса свидетельствуют, что отсутствие обоняния или приостановка работы вкусовых рецептов, встречаются существенно реже, чем у британского или уханьского штаммов. Зато, по словам Алексея Никишенкова, врача-пульмонолога Московского областного научно-исследовательского клинического института им. Владимирского, прибавилась симптоматика, затрагивающая расстройство желудочно-кишечного тракта – диарея, рвота, боли в животе. Новейшие исследования показывают, что «дельта» помимо прочего способна провоцировать тромбоз, а также проблемы со слухом.

«Дельта» значительно чаще приводит к госпитализации больных. Это подтверждает директор Национального института аллергических и инфекционных заболеваний США Энтони Фаучи. Ухудшение состояния происходит быстро, на 3-4 день заболевания. Поражение легких более обширно, часто в терапии больных требуется кислород, больше больных с «дельтой» попадают на ИВЛ. Ну, и в конце этой страшной воронки увеличившееся по сравнению с предшественниками «дельты» число летальных исходов.

Как остановить «дельту»

Несмотря на опасность «дельты» противостоять мутации вполне возможно. Дело в том, что индийский штамм хоть и заразен, но он все же плоть от плоти SARS-CoV-2 и принадлежит биологической группе вирусов, семейству коронавирусов. А это значит, что проявляет себя он в целом также, как и его дальние или близкие родственники, например, вирусы гриппа или парагриппа, рино-, аденовирусы и т.д. Почти все вирусы используют фузию как универсальный механизм проникновения в клетки. А значит противостоять им могут эффективные проверенные противовирусные средства, которые блокирую этот процесс.

Например, Арбидол является подавителем процесса фузии. Действующее вещество препарата – умифеновир – взаимодействует с гемагглютинином вирусов и препятствует слиянию его липидной оболочки и мембраны клеток человеческого организма. Таким образом блокируется ранняя стадия размножения вирусов. Именно поэтому врачи всегда рекомендуют начинать прием противовирусных препаратов на самой ранней стадии заболевания, при первых его признаках.

В журнале Proceedings of the National Academy of Sciences опубликовано исследование ученых Исследовательского института Скриппса в США, в котором они обнаружили место слияния умифеновира (международное непатентованное наименование Арбидола) c характерным антигеном вируса гриппа — гемагглютинином.

Как показала работа американцев, умифеновир связывается с гидрофобной полостью в стволе мономеров гемагглютинина — по одной молекуле препарата на каждый из стволов тримера. Связи преимущественно гидрофобные, однако умифеновир вызывает также изменения конформации молекулы, способствующие образованию в ней солевых мостиков. Все это стабилизирует гемагглютинин в конформации, препятствующей его присоединению к клетке и последующему слиянию клеточной мембраны и оболочки вируса, а следовательно, проникновению вируса в клетку.

При помощи этого механизма Арбидол подавляет индийский штамм SARS-CoV-2, а также  вирусы гриппа А и В (Influenzavirus A, B), включая высокопатогенные подтипы свиной A(H1N1)pdm09 и птичий гриппы A(H5N1), другие вирусы-возбудители острых респираторных вирусных инфекций различной этиологии (коронавирус, ассоциированный с тяжелым острым респираторным синдромом (ТОРС), риновирус, аденовирус, респираторно-синцитиальный вирус (Pneumovirus) и вирус парагриппа (Paramyxovirus), включая геморрагические лихорадки, гепатит В и С, Эбола, Зики.

Арбидол подтвердил эффективность в ходе нынешней пандемии коронавируса. Препарат включен в классификатор ВОЗ, ему присвоен международный код АТХ как противовирусному препарату прямого действия (J05A – Direct acting antivirals). Он включен в новейшую версию рекомендаций отечественного Минздрава по профилактике и лечению коронавирусной инфекции, наряду с препаратами интерферонов альфа-2b. Активно исследуется и применяется за рубежом: в Китае, Австралии, США, Иране, Франции и в странах постсоветского пространства.

Однако важное средство противостояния штаммам SAR-CoV-2 – это первичная профилактика, то есть вакцинация. Все вакцины, одобренные российским Минздравом, ВОЗ и европейским регулятором EMA, способны устойчиво противостоять коронавирусу SARS-CoV-2 и всем известным его вариациям.

Векторные, пептидные, РНК и мРНК вакцины сохраняют эффективность против индийского штамма до 80%. Это означает, что вероятность заболевания COVID-19 в десятки раз меньше, чем у невакцинированных людей, а тяжелое течение болезни практически исключено.

При этом вакцинация никак не противоречит медикаментозной профилактике противовирусными препаратами.

Елена Карева, профессор кафедры молекулярной фармакологии и радиобиологии им. академика Сергеева отмечает:

«Вакцинация – это обучение организма, его знакомство с белками вируса. Прививка от гриппа, как известно, делается один раз в год как раз потому, что вирус мутирует, то есть может видоизменять свою белковую составляющую, делать её более эффективной с точки зрения выживаемости. Противовирусные аппараты работают по-другому. Они сокращают жизненный цикл вируса, блокируя попадание его в здоровые клетки. Так что арбидол можно и нужно принимать, как профилактическое средство, во время вакцинации, когда идет активная фаза выработки организмом антител. Так же препарат будет работать и после вакцинации, снижая риски заболеть до ничтожных».