В Москве — настоящий «самокатный бум». На самокате катаются в парках и добираются на нем до работы. Чем полезен самокат и приятен, как его выбирать и где лучше ездить — в обзоре «ВД».

Лет пять назад встретить взрослого, мчащего по Москве на самокате, можно было нечасто. Прохожие удивлялись, глядели вслед. В 2011-м «самокатчики» уже проводили первые коллективные заезды. В 2013 году в столице их стало заметно больше — особенно в обновленных парках и прочих местах, куда специально едут покататься.

Начавшийся сезон — определенно новый этап. Очевидно: самокат стал видом транспорта, приспособленным не только для развлечения или занятий спортом, но и для передвижения по городу. С 8 апреля 2014 года действуют «Правила дорожного движения РФ с изменениями, внесенными Постановлением Правительства России» — в них появилось понятие «самокат». Успех и официальное признание! По ПДД, кстати, статус человека на самокате — пешеход. Он обязан пользоваться переходами, передвигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, а при отсутствии оных — по обочинам. На велодорожки такому «пешеходу» можно, только если с перечисленными вариантами — никак, проезжая часть для владельцев самокатов —  крайний случай. Еще нельзя разъезжать по платформам и переходам метро. Но возможностей самокат дает куда больше, чем ограничений.

Так начинался бум

«Можно по-разному к этому относиться, обзывать придурью здоровенных лбов или признавать за самокатом статус городского транспорта, но нельзя отрицать факта: на наших глазах зарождается движение, которого раньше и быть не могло», — написал в конце июня 2011-го на портале membrana.ru один из участников коллективного заезда самокатчиков Константин Болотов. Инициатором встреч участников «самокатного движения» был дизайнер Саша Нилов. Его сайт Let’s Kick! («Давайте оттолкнемся!») о самокатах и всем с ними связанном существует уже три года — он стал первым толковым русскоязычным порталом о самокатах.

Европа и Америка пережили «самокатный бум» на десять лет раньше. В Париже о новой моде на складные самокаты писали уже в начале 2000-х, в Лондоне чуть позже стали популярными прокат самокатов и «самокатные экскурсии» для туристов. В это время в Нью-Йорке и Вашингтоне самокатом как транспортом начали пользоваться солидные бизнесмены и чиновники — чтобы успеть на обед и миновать пробки. Россияне, опробовав новый транспорт в туристических поездках, начали покупать самокаты домой и заказывать их через интернет. К 2010-му «взрослые» самокаты появились в Москве, а сейчас уже можно говорить о возможности выбора.

Выбор

Если не считать электрические, трехколесные модели и футбайки (по сути это велосипеды без сиденья и педалей), то классические двухколесные современные самокаты делятся на два вида. Трюковые — легкие, но прочные, с небольшими колесами. Ездить по городу на них можно, но неудобно, зато они более надежны для выполнения прыжков и прочего экстрима. Городские — тяжелее, но комфортнее, колеса у них больше, бывают — с амортизацией. Складываются такие самокаты обычно легко и быстро.

Самокат лучше выбирать, попробовав каждую модель «в деле». Стоит обратить внимание на ширину и длину «подножки» — деки. На ней должно быть комфортно стоять на одной ноге, поставив вторую сзади, под углом. Слишком широкая или длинная дека — минус к маневренности. Важный момент — «дорожный просвет», высота деки от земли. Высокая удобна для преодоления бордюров, но заставляет глубже приседать, отталкиваясь при разгоне. С низкой декой усилий при езде меньше, зато надо внимательнее смотреть на дорогу, отслеживая препятствия. Размер колес новичку стоит выбирать средний. Амортизация нужна, если предстоит много ездить по плитке или неровной дороге. Тормоз: задний есть у всех типов самокатов, у некоторых бывает еще и передний с ручкой на руле.

Удостоверьтесь, что самокат рассчитан на ваш вес. Проверьте, удобна ли высота руля, легко ли самокат складывается и раскладывается. Сразу стоит купить фонарик, звонок, специальную сумку с ремнем через плечо, в ней удобно носить сложенный самокат. Самое главное — встаньте на самокат и покатайтесь хотя бы несколько минут. Многое становится ясно уже за это время. Первый самокат точно не нужно выбирать, не посоветовавшись с грамотным продавцом. Если такой возможности нет, отправьтесь на какой-нибудь коллективный заезд, наверняка участники с удовольствием вам помогут. Ближайший заезд Let’s Kick!, кстати, заявлен на 18 июля.

Плюсы:

— Самокат недорог, прост в эксплуатации, редко ломается, им легко управлять, при этом не нужно сдавать на права.

— Научиться ездить на самокате — довольно просто, даже падать с него не так страшно.

— С самокатом пускают в метро и наземный транспорт, а если его сложить, он помещается в багажник автомобиля.

— Самокат экологичен, для его хранения не нужен гараж.

— Езда на нем — отличный фитнес. Работают практически все мышцы тела, тренируется сердце, улучшается координация движений, повышается скорость реакции.

Будьте внимательны:

— Новичку не стоит ездить по людным улицам, тренироваться лучше на открытой площадке с хорошим асфальтом.

— Во время дождя надо быть аккуратнее: сцепление с дорогой может уменьшиться, легко поскользнуться.

— Переходите дорогу, ведя самокат рядом.

— Самокат можно пристегнуть за колесо (во избежание угона), в магазине за ним могут присмотреть охранники, в клубе или музее самокат обычно сдают в гардероб.

Где купить самокат в Москве:

Магазины: Сеть «Декатлон» (www.decathlon.ru); сеть «Спортмастер» (www.sportmaster.ru); Веломотоцентр на Сокольнической площади, Сокольническая пл., 9, (499) 269-00-55; «Велоолимп», Электродная ул., 2, стр. 12, 13, 14. (916) 950-99-05; Велосайт в Очаково, Б. Очаковская ул., 22, (495) 407-03-82; сеть «Детский мир» (www.detmir.ru).

Интернет-магазины: http://www.samokat-shop.ru/, http://activizm.ru/, http://www.samokatkin.ru/, http://samokat-sportum.ru/, http://razorsport.ru/, http://www.xootr.ru/, http://micro-scootershop.ru/.