Канадский режиссер Мартин Вильнёв, создавший один из самых красивых научно-фантастических фильмов последнего десятилетия «Марс и апрель», рассказывает о том, как снимать кино со спецэффектами за небольшие деньги. 

1. Я снял фильм, который невозможно было снять. Но я не знал, что это невозможно. Именно поэтому мне и удалось это сделать. «Марс и Апрель» — научно-фантастический фильм, действие которого происходит в Монреале через 50 лет в будущем. Никто в Квебеке не снимал ничего подобного, потому что это дорого. Нужна куча спецэффектов. Но это именно то. что я хотел снять с детства. Когда читал комиксы и представлял, каким может быть наше будущее. Когда американские продюсеры смотрят мой фильм, они думают, что у него был огромный бюджет, ну, например, 23 млн долларов. На самом деле, у меня была только одна десятая этой суммы. Я потратил на съемки «Марса и Апреля» всего 2,3 млн долларов. В чем тут подвох, спросите вы? Как мне это удалось? Тут есть два секрета. Во-первых, время. Если у вас нет денег, вы можете выиграть засчет времени. Мне потребовалось 7 лет, чтобы снять «Марс и Апрель». Второй секрет — любовь. Я просто купался в щедрости тех, кто был занят в этом фильме. Куда ни глянь, складывалось впечатление, что денег нет, поэтому нам всем приходилось полагаться на изобретательность, превращая каждую проблему в возможность. Как раз об этом я и хотел поговорить — как ограничения и затруднения способствуют творчеству. Но позвольте мне начать несколько издалека.

2. Когда мне было 20 с небольшим, я сочинял и рисовал комиксы. Но не обычные комиксы, а целые книги с научно-фантастическим сюжетом. Большинство актеров из «Марса и Апреля», экранизации моей же книги, уже присутствовали в самой книге. Я в свое время задействовал их для создания образов персонажей — такой экспериментальный, упрощенный, постановочный метод. Одним из них был великолепный театральный режиссер и актер Робер Лепаж. Я им просто восхищаюсь, я обожаю ео с детства. Я хотел, чтобы он принял участие в моей безумной затее и Робер любезно согласился наделить своей внешностью персонажа по имени Евгений Спаак — космолога с творческим складом ума, ищущего связь между временем, пространством, любовью, музыкой и женщинами. Он идеально подходил на эту роль. Вообще, именно Робер дал мне первый шанс. Он поверил в меня и вдохновил меня на экранизацию моей книги, на создание сценария, на съемку и режиссирование моего фильма. Именно Робер стал для меня первым примером того, как ограничения помогают творчеству, потому что он — самый занятой человек на земле. Его органайзер расписан до 2042 года. И его действительно непросто заполучить. А я хотел заполучить его для своего фильма, чтобы он сыграл своего героя и на экране. Но, дождись я 2042 года, это уже не был бы фильм о будущем. Это ведь серьезная проблема — как снять в главной роли настолько занятого актера? В качестве шутки на совещании я как-то предложил — и это чистая правда — «А почему бы нам не превратить его в голограмму? Ведь он по сюжету как бы одновременно и повсюду, и нигде. Мне он представляется неким светящимся существом на границе реального и виртуального миров, поэтому сделать из него голограмму будет блестящей идеей». Все присутствующие рассмеялись, но эта идея, хотя и шутливая, оказалась удачным решением. На нем мы в итоге и остановились. Мы сняли Робера шестью камерами. Он был одет в зеленое и находился как бы в зеленом аквариуме. Обзор каждой камеры равнялся 60 градусам, поэтому при монтаже мы могли бы использовать практически любой нужный нам ракурс. А через 6 месяцев, задействовав актера-мима, мы досняли туловище персонажа, своеобразное средство передвижения для головы. На нем был надет зеленый капюшон, чтобы при монтаже мы смогли забрать этот капюшон и подставить голову Робера Лепажа. Персонаж получился в стиле ренессанса. Такой обычный с виду человек, но со светящейся и мерцающей головой-голограммой.

3. Теперь о музыкальных инструментах, которые присутствуют в фильме. Они — мой второй пример того, как ограничения способствуют творчеству, потому что я неимоверно сильно хотел добавить их в свой фильм, они были моим объектом вожделения. Образ этих фантастических инструментов был в моей голове на протяжении очень многих лет. Но проблема в том, что у меня не было на них денег. Я просто не мог их себе позводить Опять же, большая проблема — как получить то, на что у тебя нет денег? И вот однажды утром я проснулся с великолепной мыслью — почему бы кому-нибудь другому не купить их для меня? Но кому моут быть интересны семь несуществующих музыкальных инструментов, по форме напоминающих женское тело? И тогда я вспомнил о Цирке дю Солей в Монреале, ведь кто мог бы лучше оценить сумасшедшую затею, которую я хотел воплотить на экране? Я вышел на Ги Лалиберте, гендиректора Цирка дю Солей, объяснил ему свою задумку, показал кое-какие наброски и визуальные ориентиры, и случилось нечто невероятное — Ги заинтересовался моей идеей. Но не потому что я пришел к нему просить денег, а потому что я пришел и принес стоящую идею, в которой все оставались в выигрыше. 

4. И мой последний пример того, как ограничения способствуют выигрышу — зеленый цвет. Это фантастический, сумасшедший цвет... У меня в голове было много задумок, кого задействовать в съемках фильма в качестве художника-постановщика. Я снова вспомнил свое детство и свою любовь и безумное уважение к иллюстратору комиксов Франсуа Шутену из Бельгии. Я захотел, чтобы он участвова в съемках фильма в качестве художника-постановщика. Мне говорили: «Мартин, это невозможно, он слишком занят, он не согласится». Я ответил: «Вместо того, чтобы пытаться изобразить его стиль, я лучше позвоню ему самому и спрошу». И когда я послал ему свои книги, он ответил, что ему хотелось бы поработать со мной в этом фильме. И вот я начал работать бок о бок с кумиром моего детства, вырисовывая каждую делать моего фильма, создавая Монреаль будущего в зеленоватых тонах... Это был потрясающий опыт совместной работы с выдающимся художником, которым я восхищаюсь. Но рано или поздно пришлось думать о том, кто будет переносить наброски на экран. И опять я стал мечтать о лучшем мастере. В Монреале есть такой человек — Карлос Монзон, настоящий мастер визуальных эффектов. Он участвовал в создании таких фильмов. как «Аватар», «Стартрек», «Трансформеры». И я понимал, что он лучшая кандидатура для этой работы. Поэтому мне было необходимо его уговорить. И вместо того, чтобы работать над очередным фильмом Спилберга, он согласился работать со мной. Почему? Потому что я дал ему пространство для творчества. Ведь если вы не можете предложить человеку гонорар, вам придется дать ему возможность творить, фантазирвоать. Дать ему полную свободу. Именно так я и снимал свой фильм

5. В общем, я хочу сказать, что если у вас в голове есть какая-то безумная идея, а люди вокруг говорят, что осуществить ее невозможно, это лишь дополнительнавя причина ее осуществить. Люди имеют привычку видеть не конечный результат, а проблемы, которые ему предшествуют. Хотя, если вы начнете воспринимать проблемы не как противников, а как союзников, жизнь обернется к вам лучшей и самой причудливой своей стороной. Это я знаю по своему опыту. 

Фото: tedxquebec.com