Всемирно известный дирижер Бенджамин Зандер рассказывает, как полюбить классическую музыку тому, кто ее никогда не слушает.

1 Для начала —  небольшой анекдот. Два торговца прибыли в Африку узнать, стоит ли там продавать обувь или нет. Вскоре они отправили телеграммы в к себе домой. Первая была такой: «Никаких вариантов — здесь вообще не носят обувь». А второй написал: «Удача века! Тут про обувь еще не слыхали». Почти то же самое можно сказать и о классической музыке. Некоторые думают, что она умерла, а другие вообще ничего не слышали о ней.  

2 Есть три группы людей. Первая — самая малюсенькая — страстно любит классику. Слушают только классическое радио, в машине у них всегда играет Бетховен, их дети учатся в музыкальной школе. Вторая группа побольше — в ней те, кто ничего не имеет против классической музыки. Они приходят после работы, выпивают вина, закидывают ноги на стол и Вивальди не помешает конечно. Третья группа — в ней те, кто никогда не слушает классику. Ну так, что-нибудь в аэропорту только если играет. Таких людей большинство. И да, есть еще одна небольшая группа — это люди, которые считают, что у них нет слуха. На самом деле, слух есть у всех. Когда вам звонит мама и говорит «Здравствуй», вы же сразу понимаете, какое у нее настроение. У каждого на планете Земля — потрясающий слух.

Возьмем для прослушивания прелюдию Шопена — очень красивую и грустную. Обычное течение ваших мыслей такое. Вначале вы подумали «О, какие прекрасные звуки!» А потом — примерно через 30 секунд: «Наверно, не стоит ехать в Турцию этим летом».

4 Любая пьеса — это как возвращение издалека домой. К завершающему и все примиряющему аккорду. И когда музыканты играют — вы понимайте, что это долгий путь домой. И забудьте о каждой отдельной ноте. Думайте только об этом движении.

5 И еще — когда вы слушаете Шопена, попытайтесь вспомнить кого-то, кого вы очень любили когда-то, и кого сейчас нет: бабушку, друга, любимого. Просто вспомните этого человека и слушай музыку, как она движется домой, и вы поймете все, что хотел сказать Шопен.