«Коня на скаку и в горящую избу» — это не только о русских женщинах XIX века, но и об их современницах по другую сторону Атлантики. И книгу об эволюции в природе еще до Дарвина напишет, и проживет жизнь, полагаясь только на себя, объедет весь мир и перед смертью будет чувствовать себя абсолютно счастливой. Такова героиня романа в классическом английском стиле Альма Уиттакер. Дочь выдающегося ботаника Генри Уиттакера, кстати, присутствовавшего в юности при том, как «аборигены съели Кука», и разбогатевшего на торговле корой хинного дерева, Альма родилась в Филадельфии в 1800 году. Некрасивую, но смышленую девочку интересовал исключительно растительный мир и в частности мхи. Казалось, что может быть нелепее, чем годами наблюдать за этими паразитами вместо того, чтобы интересоваться модой, сплетничать и искать выгодных женихов, как это делают ровесницы Альмы? Но нет, девушка превыше всего ценит во мхах достоинство, молчание и интеллигентность. За изучением флоры бегут годы, и вот уже далеко за сорок Альма влюбляется в Пайка, мужчину не от мира сего. Его посещают мистические прозрения, он беседует с ангелами, а в свободное от духовных практик время гениально зарисовывает орхидеи. Потрясенный тем, что не только его, но и мудрую знакомую-ботаника «занимают вопросы творения», Пайк даже соглашается пойти с Альмой под венец. Брак долго не продлился: Альма хочет чувственных ласк, а ее муж даже не подозревает об их наличии. Развязка оказалась неожиданно прозаической, правда, чтобы узнать ее, Альме придется отправиться на Таити. Парадоксальным образом сменив антураж и вроде бы тему, автор духоподъемного романа «Есть, молиться, любить» осталась верна себе: в книге полно и описаний растений (неплохая замена еде), и путешествий, и любви, пусть и непростой. Так что чувственный роман о феминистке XIX века подвигнет не одну барышню отправиться на поиски своей судьбы в Перу или на Таити, а там, чем черт не шутит, написать любовно-бологический роман.

В том же стиле

Мишель Фейбер. Багровый лепесток и белый


По грязным улицам непарадного Лондона 1880-х бродят джентльмены и маньяки, рабочие и девицы легкого поведения. Судьба одной из них, мудрой и независимой девушки по прозвищу Конфетка, которая пишет необычный роман, в полной мере показывает: даже в чопорной Англии королевы Виктории, где на каждого с детства повешен ярлык, можно бросить вызов судьбе и победить.

Александра Давид-Неэль. Лама пяти мудростей


В 1911 году преуспевающая оперная певица оставила парижскую сцену и уехала «развеяться» в Тибет. Где и осталась на сорок лет, посвятив жизнь изучению санскрита и тибетских изречений, общению с отшельниками и записи шаманских практик. Три романа с элементами автобиографии, составившие книгу, считаются лучшими «европейскими» текстами о классических учениях Востока, природе реинкарнации и иллюзорности нашего мира.

Дорис Лессинг. Золотая тетрадь


Независимая и своенравная писательница Анна Вулф, чтобы не сойти с ума под гнетом обстоятельств, записывает все свои мысли в четыре разноцветные тетради — красную, желтую, черную и синюю. Презрение к слабым мужчинам, размышления о природе мира, споры с коммунистической идеологией… в какой-то момент она заводит пятую, золотую, тетрадь и находит выход из тупика. Роман получил в 2007 году Нобелевку.