Москва на глазах становится «велосипедным городом». На бульварах появился велопрокат, повсеместно устраиваются стоянки. Теперь запросто можно прокатиться часок, прямо в­ыйдя из офиса. Но гораздо интереснее устроить марш-бросок через всю столицу.

Воробьевы горы, набережная. Фото: Светлана Маликова. 

Хотя по Москве и нарисовали велосипедные дорожки, ездит­ь прямо по городу все еще неудобно. Дорожки эти размечены по сущест­вующим и вполне законным тротуарам, по которым ходят пешеходы. Кроме того, они прерываются — так что связного более-менее длинного маршрута нет. Но вообще-то любителей велосипедной езды («байкеров», как про них, наравне с мотоциклистами, стали говорить в середине 90-х) это не смущает. Есть прекрасный выход: выражаясь байкерским сленгом, «катать», практически не пересекая дорог и не опасаясь автомобилей. В этом плане самые удобные столичные веломаршруты — это набережные. Особенно в районе гостиницы «Украина», Лужников, Яузы и выше на север. Следуя этому некороткому маршруту, везде можно найти места для катания в разном стиле. Хотите носиться по горкам и подпрыгивать на ухабах? Рассматривать сталинскую или конструктивистскую архитектуру? Или же спокойно рассекать по дорожкам парка? Найдется все!

История & архитектура

Лофты на Саввинской набережной. Фото: Светлана Маликова.

Маршрут Москва-Сити–Лужники — это совершенно созерцательный, прогулочный вариант. Следуя по Краснопресненской набережной до Саввинской набережной, вы увидите гостиницу «Украина», стеклянный мост Богдана Хмельницкого и Киевский вокзал. Это, конечно, так себе эксклюзив — в том смысле, что их и так отовсюду видно. Гораздо интереснее промышленная архитектура. Например, старинные ткацкие фабрики конца XIX века на Саввинской. Сейчас эти прекрасные немецкие сооружения красного кирпича, в которых грамоте рабочих обучал сам Лев Толстой, местный житель, и где зарождалась русская революция, превращены в лофты. Клубы, рестораны, магазины и еще раз клубы. Фасады отмыты, отчищены, так что теперь видна вся их красота и, так сказать, «штучность», в советское время совсем неочевидная.

Экстрим & спорт

Мост Богдана Хмельницкого. Фото: Светлана Маликова.

Если ехать дальше по Саввинской на юг, то рано или поздно доберешься до стадиона «Лужники». В самих Лужниках делать велосипедисту особенно нечего. Разве что обладатели шоссейных велосипедов могут гонять туда-сюда на скорость. А вот на противоположной стороне Москвы-реки — Воробьевы горы, раздолье для экстремалов. Здесь придется совершить над собой небольшое усилие — перейти через метромост по пешеходной его части. Это недолго. Перебрались, и едем сразу вверх и вправо (по дорожкам), пока не достигнем глухих мест, где люди не особенно бродят, зато байкеры гоняют по сложным трассам. Энтузиасты еще при Лужкове начали строить в том краю всякие сооружения для экстремального катания (даунхилл и кросс-кантри, как это у нас называется). Тут есть и крутые горочки, и спуски, и большие трамплины из бревен. При Собянине все это грозились снести, ведь Воробьевы горы — это официальный природный заповедник. Но там не только ничего не сровняли с землей, но прошлым летом даже что-то усовершенствовали.
Вернуться с Воробьевых обратно можно либо снова через метромост, либо через Нескучный сад — пройти по пешеходному Пушкинскому мосту и оказаться на Фрунзенской набережной.

Пейзажи & мосты

Пушкинский (Андреевский) мост. Фото: Светлана Маликова. 

Сейчас, чтобы встретить разом всех знакомых в одном месте, следует отправляться воскресным днем в Парк Горького. Велосипедистам мы туда решительно не рекомендуем заглядывать — слишком много народа. Но можно ездить по противоположной стороне, по Ф­рунзенской набережной. Оттуда видны и парк, и Нескучный сад, и вся сталинская архитектура задворок Комсомольского проспекта. Ехать придется медленно, потому что опять-таки много пешеходов. А свеженарисованные велодорожки со всякими смешными пиктограммами эти гордые двуногие игнорируют.
Фрунзенская набережная проведет вас мимо храма Христа Спасителя и Кремля. У высотки на Котельнической можно будет свернуть на Яузу — приток Москвы-реки. Говорят, на нем еще царь Петр Алексеевич играл в кораблики. Мелкая кривая Яуза вся перегорожена плотинами, шлюзами — на это тоже интересно посмотреть. Вы проедете мимо бесчисленного количества мостов. Рано или поздно проскочите Лефортовский парк — еще одно историческое место.

Парки & природа

Высотка на площади Восстания. Фото: архив журнала.

Но вообще на набережных Яузы останавливаться совершенно незачем. Их надо проехать, чтобы где-нибудь на улице Гастелло или подальше, проехав по Русаковской набережной, уйти «в город» и оказаться в парке «Сокольники». Вот это самое место для спокойной езды. Народ обычно кучкуется на открытых пространствах парка, рядом с аттракционами и прочими радостями. А велосипедистам достается прямо-таки весь парк, густо поросший деревьями. В его тенистых аллеях теперь делают велосипедные дорожки. Достаточно широкие, с гравием. Все, как полагается.
Если после такого переезда у вас еще остались силы, можно из северной части Сокольников добраться до еще одного заповедника. Езжайте по Лосиноостровской улице и попадете на Лосиный остров.