Досуг на воде — целый мир, который «сухопутным» людям мало известен. И самое приятное в этом мире — катание на катере или яхте. Для того чтобы управлять судами и получить все удовольствия от отдыха, нужно приобрести права и обучиться кое-каким навыкам. В материале «Вашего досуга» — о том, как это сделать.

Реки, моря или океаны?


Фото: Алла Архангельская

Небольшой тест. На отдыхе в Турции вы смотрели с завистью на катера, на которых загорали красотки. В Египте брали напрокат гидроцикл, причем не на жалкие 10 минут, а сразу на полчаса, и уносились на нем за горизонт. На морской прогулке в Таиланде просили капитана дать вам порулить, а потом, шутки ради, пытались выяснить у пожилой англичанки, сколько стоит ее деревянное судно с двумя каютами и кухней («30 тысяч евро?! Прямо как машина среднего класса у нас в Москве»). Если ответ на все — «да», значит, время наступило. Вам пора обзаводиться собственной яхтой/катером/моторной лодкой.

Конечно, когда такая мысль приходит в голову впервые, становится не по себе. А как это? Оказывается, это раз в десять проще, чем кататься на автомобиле. И первое, с чем нужно определиться, это где вы собираетесь ходить («ходить», а не «плавать», потому что «плавают только арбузные корки»). Если вы чайник в этих вопросах, лучше ограничиться реками и морями России (ВП — внутренние пути, ВВП — внутренние водные пути, МП — морские пути). А если имеется навык управления моторкой, можно замахнуться на международные права, позволяющие ходить на судне где угодно — в Черном море, в Красном и даже в Тихом океане. В этом случае вам придется изучить такие романтические дисциплины, как ориентирование по звездам. Честно — второй вариант сложнее. Для получения прав вам придется за свой счет выезжать за границу и там проходить практику. Поэтому для начала ограничимся российскими правами с районом плавания — ВП и ВВП (дальше в статье речь пойдет только о таких правах).

Что хуже: форпик или форштевень?

Для того чтобы управлять любым судном (хоть двухместной надувной лодкой) с любым мотором (хоть самым маломощным, в пять лошадиных сил) — нужны права. Такие же, как на автомобиль. Получить их можно только одним способом — окончить курсы и сдать экзамены в ГИМС. ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) — это почти то же самое, что ГИБДД. Главный контролирующий орган на воде.

В Москве есть множество курсов для судоводителей маломерных судов. Выбираем те, которые организованно, то есть группой, посылают своих студентов на экзамены в ГИМС. Это, к примеру, учебные центры «Автопилот», «Сторм» и «Специалист» (все контакты — в конце материала). За 6–7 уроков вас здесь научат понимать базовые знаки — где нельзя бросать якорь, как определить направление течения, что значит черный шар на мачте и т.д., а также расскажут, что делать в случае шторма и как помогать человеку, оказавшемуся за бортом.

В группе «Специалиста» — человек двадцать. Из них всего лишь две девушки, причем одна — модельной внешности. Как потом выяснилось, Оксана сдает на права, чтобы гонять по Пироговскому водохранилищу на гидроцикле, который подарил ей жених (между прочим, для гидроциклов тоже нужны права — такие же, как для катера). Остальные «сокурсники» — мужчины 30–75 лет, которым права нужны для рыбалки. На первом же занятии инструктор заявил, что мы стопроцентно сдадим экзамены в ГИМС. Все понимающе переглянулись. «Нет-нет, никаких взяток, просто вы абсолютно точно выучите все экзаменационные билеты». Так и случилось: через полторы недели (!) вся группа (включая Оксану и 75-летнего рыбака из деревни Беляниново) лихо отвечала: как выводить катер из суводи, что означает, когда на катере два фонаря — зеленый и белый, и чем форпик отличается от форштевня. В общем, водная теория оказалась не такой уж и страшной, как думалось поначалу. Кстати, практика — тоже.

Глиссируем по полной


Самое страшное на первом практическом занятии по судовождению — это когда инструктор говорит тебе: «А сейчас потихоньку выходим на глиссирование». Выходить на глиссирование — это значит увеличивать скорость катера, чтобы он в итоге «приподнялся» над водой и дальше как бы скользил по водной глади. Человека, который держит штурвал впервые в жизни, это очень пугает. Лететь с такой большой скоростью... А как же встречка? А как же сумасшедшие лихачи? А как же старушка, которая норовит перебежать перед тобой дорогу? А их нет! Никого. Перед тобой — пустое пространство, на котором можно делать, в общем-то, что угодно.

Москва-река полностью открыта для хождения маломерных судов. Правда, чтобы из области попасть в центр города, нужно пройти несколько шлюзов. А это непросто: маломерные суда ждут крупного судна — для него открывают шлюз, и все скопом проходят. Ждать иногда приходится часами...

По крайней мере, так кажется первые 30 минут. Только потом, немного освоившись за штурвалом, ты начинаешь как-то связывать теорию и практику. Ага, вот и два буя — красный и белый. Означают границы судового хода (то есть дороги для судов). Если ты идешь по течению, то красный всегда справа, а белый слева, если против — то наоборот. Нам, то есть водителям маломерных судов, на судовой ход лучше вообще не соваться (он в основном для барж, кораблей, пароходов, ракет и т.д.), а резвиться себе за его пределами. Здесь можно гонять как угодно, соблюдая лишь одно правило — встречные суда, как и автомобили, расходятся левыми бортами. Если же за пределами судового хода места нет, следует с большой осторожностью идти вдоль правой кромки этого самого хода. И ни в коем случае не подходить близко к проплывающим мимо баржам.

Практические занятия на курсах судовождения стоят по-разному. К примеру, часовой мастер-класс на Пироговском водохранилище от учебного центра «Автопилот» стоит 1500 р. В «Специалисте» вам придется заплатить 3000 р., зато на катере вы будете кататься целых пять часов (правда, вместе с вами будет еще четыре ученика, и управлять судном вы будете по очереди, каждый — по часу). А вот в яхт-клубе «Адмирал», что на Клязьминском водохранилище, аренда круизного 6-местного и очень гламурного белоснежного катера «Амбассадор 36» стоит 16 000 р. в час. Разделите это на 6 человек, получится примерно 2600 р. с носа. Не такие уж это и большие деньги, зато сможете почувствовать себя почти Абрамовичем.

Волны на просторе


Надо сказать, мир катеров и яхт — особый. Люди, которые имеют отношение к воде, как правило, более спокойны и доброжелательны. В том же яхт-клубе «Адмирал» есть удивительный экспонат — парусная яхта, на которой леген-дарный спортсмен Евгений Гвоздев совершил кругосветное путешествие в одиночку. Яхта сильно поцарапана и побита — Гвоздева брали в плен сомалийские пираты, в Тихом океане он однажды попал в страшный шторм, во время которого его носило по адским волнам четыре дня подряд, много раз Гвоздев был при смерти от голода и жажды... Так вот, люди, знающие лично этого бесстрашного путешественника, говорят, что более жизнерадостного человека они не встречали.

Если вы твердо решили, что лодка или катер у вас будет, — вот примерные цены: надувные четырехместные лодки — от 30 000 р. К ним для полноты ощущений необходим подвесной мотор — его цена начинается от 20 000 р. (к примеру, Yamaha мощностью 4 лошадиных силы стоит 41 000 р.). Новый цельнометаллический катер российского производства в марин-маркете «Адмирал» можно купить всего-то за 210 000 р. Да, у него грубые швы, сиденья в салоне не слишком мягкие, да и цвет — не белоснежный, как у яхт богачей, а мутно-серебристый. Но зато это почти настоящий корабль — с салоном, штурвалом и горделивой осанкой. На котором, как поведал нам капитан яхт-клуба «Адмирал» Сергей Панюков, вполне себе можно ходить куда угодно — хоть по Москве-реке, хоть по Волге, хоть по Черному морю. Но это, правда, только после того, как мы получим права с районом плавания — МП, морские пути.

Где ходить

Самое распространенное место для управления катером/яхтой — подмосковные водохранилища: Клязьминское, Пироговское, Химкинское и т.д. Также полностью открыта для хождения маломерных судов Москва-река. Но для того чтобы из области попасть в центр города, нужно пройти несколько шлюзов. А это непросто. Правила таковы: маломерные суда ждут крупного судна — для него открывают шлюз, и все скопом проходят. Ждать иногда приходится часами... Увы, баз-стоянок для маломерных судов в черте Москвы нет. К тому же на реке не предусмотрены швартовочные места для маломерок — все пристани рассчитаны на прогулочные теплоходы. Что касается хранения лодки/ катера, то по удобству и дешевизне на первом месте, конечно, надувное судно. Его можно переносить чуть ли не в рюкзаке и хранить на балконе. Правда, мотор весит немало — около 20 кг (и это еще самый маломощный). Если же вы решились на приобретение «настоящего корабля», а не резинового, нужно приготовиться к тратам. Стоянка катеров в Московском яхтенном порту стоит за один погонный метр от 1350 до 2000 р. в месяц. Считайте сами.


Чайникам

ВП — внутренние пути; ВВП — внутренние водные пути; МП — морские пути.

2 буя — красный и белый — означают границы судового хода (то есть дороги для судов). Если ты идешь по течению, то красный всегда справа, а белый слева, если против — то наоборот.


Девушкам!

На учебные курсы по судовождению ходят и девушки. Например, Оксана — в прошлом модель — сдает на права, чтобы гонять по Пироговскому водохранилищу на гидроцикле, который подарил ей жених. Кстати, для гидроциклов тоже нужны права.


Обучение

Средняя цена за курс судовождения — 7000 р. Длительность обучения — от 2 недель до 1 месяца. Плюс государственная пошлина на экзамен — 800 р.


Адреса

  • ГИМС / ул. Чаплыгина, 15, корп. 5 / gims.ru / 925-83-42.
  • «Специалист» / Крестовоздвиженский пер., 2 / gims-gtn.ru / 722-71-97
  • «Автопилот» / г. Мытищи, Привокзальная пл., ул. Колонцова, 5 (ТД «Особняк»), 4-й эт. / avtoschool.ru / 961-48-86
  • «Сторм» / ул. Лавочкина, 34, корп. 1, офис VII / 100rm.ru / 8-499-747-04-67
  • Яхт-клуб «Адмирал» / 7-й км Дмитровского ш. от МКАД, дер. Грибки, Адмиральская ул., влад. 1 / admiral-group.ru / 925-77-02
  • Московский яхтенный порт / г. Долгопрудный, ул. Якова Гунина, 1 / 626-96-96. Стоянка катеров в Московском яхтенном порту стоит за один погонный метр от 1350 до 2000 р. в месяц.