Путешествие по местам самых знаменитых народных промыслов — это возможность интересно провести выходные и увидеть, как создаются шедевры декоративно-прикладного искусства.

Подносы из Жостово


Этому промыслу 200 лет. Родился он из вековечного желания людей украсить свою жизнь красивыми вещами и, по возможности, за небольшие деньги. И мастера нашли выход: расписные шкатулки, табакерки и даже подносы в подмосковном Жостово делали из папье-маше (бумажной массы в смеси с клеем). Получалось дешево, но непрочно. Когда сибирские купцы завалили рынок железными подносами, жостовцы поняли, что проигрывают конкурентам. И стали свои подносы тоже ковать из железа. До сих пор их расписывают только вручную, художественными красками на льняном масле да беличьими кисточками. Затем всю эту цветочно-фруктовую красоту в несколько слоев покрывают лаком. Самые роскошные подносы можно увидеть в фабричном музее. А потом под руководством доброжелательного наставника создать свой шедевр.

Жостовская фабрика декоративной росписи / Московская обл., Мытищинский р-н, д. Жостово / запись на экскурсию по тел.: 588-87-47, 981-39-88 / www.zhostovo.ru / проезд от ст. метро «Медведково» авт. 438. Или автомобилем по Осташковскому ш.

Керамика из Гжели


В этих местах глину добывают уже 500 лет. Неудивительно, что со временем тут возникло керамическое, а затем и фарфоровое производство. С конца XVIII века в Гжели начали выпускать продукцию, которая превратилась в один из символов России. И даже заняла свое место в президентском подарочном фонде (мало кто из известных политиков или мировых кинозвезд — от Клинтона до Сталлоне — не был осчастливлен гжельским фарфоровым чайником или самоваром). Синяя кобальтовая роспись по белому фону — вот он, узнаваемый фирменный стиль, в котором сегодня создаются не только тарелки-кружки-чайники, но и часы, шахматы и даже камины. Пройдя по залам заводского музея, где собраны лучшие образцы фарфора и керамики (есть даже экспонаты, датированные XV веком), вы, несомненно, почувствуете разницу между массовой стилизацией «под Гжель», наводнившей московские прилавки, и подлинными произведениями искусства, выполненными местными мастерами. Кстати, обращению с глиной здесь учат сызмальства, чуть ли не с детского сада. На мастер-классе вы освоите и лепку, и роспись, а получившуюся в итоге чашку или вазу заберете с собой на память.

ЗАО «Объединение Гжель» / Московская обл., Раменский р-н, д. Турыгино / запись на экскурсию по тел. :8-499-553-81-55, 8-499-553-83-83 / www.gzhel.ru / проезд от ст. метро «Выхино» авт. 325. Или электричкой от Казанского вокзала до пл. Игнатьево. Или автомобилем по Егорьевскому ш.

Шкатулки из Федоскино


Папье-маше — казалось бы, материал непрочный. Но федоскинцы настолько уверены в своей продукции, что дают на нее столетнюю гарантию. Все дело в тщательности выполнения работы, ведь на изготовление каждой шкатулки уходит от 4 до 6 месяцев, одних только лаковых слоев наносится не менее десяти. Но секрет популярности шкатулок, безусловно, не только в их прочности, но и в традиционной росписи. Тут и райские птицы, и хороводы сарафанных красавиц, и лирические русские пейзажи. При оформлении используется сусальное золото, потому от картинок буквально исходит сияние. Полюбоваться на все это великолепие можно в экспозиционном зале фабрики — здесь представлено около 2000 расписных коробочек. Попадаются и экземпляры, украшенные «неканоническими» сюжетами, например, «Товарищ Хрущев и первые советские космонавты» или «Товарищ Сталин за столом в рабочем кабинете». Как в Жостово и Гжели, в Федоскино тоже проводят экскурсии и мастер-классы. А еще здесь есть единственный в России фирменный магазин, где как раз сейчас — хорошие скидки.

Федоскинская фабрика миниатюрной живописи / Московская обл., Мытищинский р-н, с. Федоскино / заказ экскурсии по тел.: 577-99-55, 577-99-45 или на сайте fedoskino.org / проезд от ст. метро «Алтуфьево» авт. 271. Или электричкой от Савеловского вокзала до ст. Лобня, далее авт. 42. Или автомобилем по Дмитровскому ш.

Платки и шали из Павловского Посада


В свое время Вячеслав Зайцев потряс весь мир дизайнерской коллекцией, созданной на основе павловопосадских платков.

Этот промысел зародился в один год с федоскинским — 1795-м. В самом городе и близлежащих окрестностях было 70 фабрик по изготовлению платков, этим ремеслом занимались все жители от мала до велика. А носили павловопосадскую продукцию и простолюдинки, и купчихи, и великие княгини. Интересно, что в платочных рисунках сначала преобладали турецкие мотивы — с «бобами» или «огурцами». Но затем рисовальщики фабричной мастерской ввели моду на цветочные орнаменты — причем не только фантазировали сами, но и заказывали эскизы московским художникам и даже изучали репродукции французских и немецких мастеров. Так постепенно сложилась уникальная павловопосадская школа платочного рисунка. В работе использовалось минимум 16 цветов, а поскольку каждый цвет наносился («набивался») с помощью отдельной доски с фрагментом орнамента (а таких фрагментов было множество), порой набивку одного платка проводили в 400 приемов. Кстати, сегодня используется уже 23 краски, так что современные платки куда «цветистее» прежних. Но, кроме красоты, ценят павловопосадские изделия еще и за «натуральность» — при их изготовлении используются только чистые хлопок, шелк и шерсть. Для тех, кто хочет сравнить продукцию столетней давности с сегодняшней, при фабрике создали музей. Ну и, конечно, здесь же работает фирменный магазин: вся россыпь роскошных шалей, платков, кашне, скатертей — по заводским ценам.

Павловопосадская платочная мануфактура / Московская обл., г. Павловский Посад, ул. Каляева, 5 / запись на экскурсию по тел. (49643) 7-07-55 / www.platki.ru / проезд электричкой от Курского вокзала до ст. Павловский Посад. Или автомобилем по Горьковскому ш.

Хрусталь из Гусь-Хрустального


Шедевры гусевского производства выставлены в местном Музее хрусталя.

Знаменитое гусевское производство тоже когда-то начиналось в Подмосковье. В середине XVIII века под Можайском работала весьма успешная хрустальная фабрика купцов Мальцовых. Но вышел указ Сената «снести винокуренные, медные, железные и стекольные заводы в пределах г. Москвы и от Москвы в двухстах верстах» (уж слишком активно стали вырубаться здешние леса), и предприятие «переселилось» во Владимирскую губернию. Речка, на которой поставили заводик, звалась Гусь, само производство развивалось как хрустальное — так на карте появился город Гусь-Хрустальный. На производстве работали лучшие мастера, внедрялись все новейшие технологии, перенимался опыт чешских заводов, выпускающих богемское стекло, — уже к середине XIX века продукция вышла на мировой уровень. Всю эту славную историю, отразившуюся в роскошных изделиях — от крохотных рюмок до огромных ваз, — можно проследить в интереснейшем Музее хрусталя. На протяжении двухсот лет лучшие образцы заводской продукции складывали в ящики и пересыпали опилками, и каким-то чудом при всех невзгодах-потрясениях эта бесценная коллекция уцелела. Размещается музей в бывшем соборе Святого Георгия — великолепном здании, на которое Мальцовы не пожалели денег. Проектировал его архитектор Леонтий Бенуа, брат знаменитого искусствоведа и художника Александра Бенуа. А оформлял изнутри Виктор Васнецов: до сих пор сохранилось его полотно «Страшный суд» площадью почти в 50 квадратных метров и мозаичный иконостас, созданный из разноцветного стекла по его эскизам. Да и сам город достоин отдельной прогулки: старинные улочки, купеческие дома...

Музей хрусталя / Владимирская обл., г. Гусь-Хрустальный, ул. Калинина, 2А / тел. музея (49241) 2-19-30 / www.museum.gus-info.ru, www.ghz.ru / проезд автобусом с Щелковского автовокзала. Или автомобилем по дороге М7 (расстояние от Москвы 260 км).

Фарфор из Вербилок


В дореволюционной России особо ценился фарфор «гарднеровский» и фарфор «кузнецовский». Так вот оба они выпускались на одном подмосковном заводе в Вербилках. Еще в XVIII веке англичанин Гарднер открыл здесь производство фарфора. Поначалу изделия маскировались под мейсенские (из прозрачного твердого фарфора с колокольным звуком), но вскоре надобность в подобном лукавстве отпала, потому что гарднеровский фарфор «распробовали», и заказы на него стали поступать даже из Императорского дома. У наследников Гарднера завод выкупил преуспевающий промышленник Кузнецов, а заодно и приобрел права на знаменитую марку. Так переплелись истории «гарднеровского» и «кузнецовского» фарфора. Кузнецов поставил производство на широкую ногу — здесь делали не только посуду, но и печные изразцы, и даже иконостасы. В дальнейшем слава завода несколько поблекла, в XX веке счет выпускаемой продукции пошел на миллионы, и даже сейчас значительная часть изделий носит массовый характер. Но все равно вербилковская чашка, купленная сегодня, — это родственница того самого «гарднеровского» фарфора, который можно увидеть во многих музеях страны и, само собой, в заводском музее, где собрано все самое лучшее.

ЗАО «Фарфор Вербилок» / Московская обл., Талдомский р-н, пос. Вербилки / тел. 994-94-12 / www.farforverbilki.ru / проезд электричкой от Савеловского вокзала до ст. Вербилки, далее автобусом до завода. Или автомобилем по маршруту Дмитров—Талдом—Темпы (100 км).