Многие памятники авангарда, в числе которых и конструктивистские дома, сейчас активно реставрируют. На местах заводов продолжают появляться новые модные пространства. Повезло и станциям метро, которые поддерживают в хорошем состоянии, поскольку павильоны используются каждый день. Гораздо меньше внимания уделяется жилым кварталам, построенным в 20-е — 30-е годы ХХ века. Какие-то из них еще продолжают существовать как жилье, а некоторые расселили, и скоро их, вероятно, не станет. Иногда решения о сносе принимаются потому, что не все конструктивистские здания считаются памятниками — чаще это аварийное жилье, и сами жильцы мечтают оттуда наконец уехать. Получается, что конструктивистские кварталы и единичные памятники этого стиля — «Москва, которую мы теряем».

По заказу редакции «Вашего досуга» Аля Кедреновская предлагает вам прогуляться по небольшой части такой, полупризрачной Москвы. 

Начало маршрута: красивое метро

Интересно начать с Метро Красносельская. Само здание метро очень интересное: на полукруглом павильоне, близком по стилю к ар-деко за счет упрощенного ордера, сохранились объемные буквы «Метро». Эти буквы идут как трубы по всей крыше, так надпись получается с двух сторон.

Наземный вестибюль оформил художник Я.Д. Ромас — смальтовая мозаика с изображением красноармейца с барабаном. Картины Ромаса входят в коллекции Третьяковской галереи, Русского музея и некоторых региональных художественных галерей. Название станции происходит от «Красного села» (первое упоминание — 1423 год, в завещании Василия I). «Красное» значит красивое, свое название оно получило после того, как эту местность благоустроил Василий Темный.

Следующая точка: заповедник авангарда

От метро нужно двигаться в сторону района Сокольники. Там находится несколько интересных кварталов, их иногда называют «Заповедником авангарда». Один из них готовят к сносу, он уже частично начался — жилой квартал «Русаковский» на Леснорядской улице. Комплекс построен во второй половине 20-х годов прошлого века архитектором М. Мотылевым (он же проектировал жилые кварталы на Новорязанской улице, Земляном валу, Колодезной, Большой Почтовой) и включает в себя две группы домов с закрытыми дворами. Сейчас многое разрушено, окна заколочены, или здания просматриваются насквозь. Однако все еще можно увидеть главные фасады домов, выходящие на Русаковскую улицу, с интересным геометрическим декором — прямоугольной лепниной.

Следующие дома вдоль улицы надстроили, поэтому они выбиваются из картины и выглядят так, будто они из следующей эпохи. Это достаточно распространенная ситуация, когда конструктивистские дома почти не видно под реставрацией, надстройками, после реконструкции. Во дворах находится школа (Русаковская,10), построенная архитекторами И. Федоровым и Д. Фридманом. Это типично конструктивистское здание: почти полностью отсутствует декор (функциональности в то время уделяли гораздо больше внимания), есть характерные для конструктивизма высокие прямоугольные окна лестничных пролетов, которые стали одной из основных отличительных особенностей стиля. Идея таких окон пришла из модерна, но приобрела более простые формы.

Круглые окошки-иллюминаторы — важная примета стиля тех лет — встречаются чаще в общественных зданиях. Задумывались как окна технических помещений, вестибюлей, но иногда они чисто декоративные. Главный интерес представляет купол школьной обсерватории, она единственная в Москве. Когда школа открылась, она называлась «Десятилетка имени 12-летия диктатуры пролетариата». Сейчас это школа №315.

Следующая точка: итальянский квартал

На другой стороне Русаковской улицы находится «Итальянский квартал» — показательные дома для рабочих. Архитекторы Б. М. Иофан, Д.М. Иофан. Здесь была организована локальная инфраструктура: клуб, столовая и ясли. Такой вид замкнутого «своего» городка-двора — для жилмассивного строительства нередкий. Итальянскими дома называются из-за арок и лоджий, украшающих фасады. Они действительно, как будто пропитаны южным, солнечным духом.

Следующая точка: по мотивам Ле Корбюзье

До следующего квартала можно добраться пешком или подъехать на трамвае № 7. По пути можно увидеть слева Больничный корпус, с такими же типичными прямоугольными и круглыми окнами. Справа Клуб коммунальщиков имени И. В. Русакова. Его построил Константин Мельников, едва ли не самая значимая фигура в московском авангарде. В здании три консольных балкона-амфитеатра. Изначально в проекте был трансформируемый зал от 350 до 1295 зрителей, но его не реализовали. Сейчас в здании располагается театр Романа Виктюка.

Выйти на остановке «Остроумовская улица» или «Трамвайное депо им. Русакова» и свернуть на улицу Короленко налево и сразу направо на Колодезную. Здесь начинается жилой квартал на Колодезной улице, он распространяется на улицу Короленко, Русаковскую набережную и Колодезный переулок. Построен архитекторами Мотылёвым и Жуковым. Квартал образует систему дворов, в которых можно найти почти все типичные для конструктивизма признаки, «полосатые» дома с имитацией «ленточных окон» по мотивам Ле Корбюзье.

Выступающие угловые окна и балконы характерны для «корабельного стиля» домов, построенных в начале 1930-х, когда декор снова входит в моду, и части, носившие функциональный характер, начинают использоваться как элементы стиля. Корабельным силуэт называется потому что дома походят на большие лайнеры, благодаря своим балконам-палубам и окнам-иллюминаторам. 

Финальная точка: Матросская тишина

Если осталось время, можно прогуляться на другую сторону Русаковской — на улицу Матросская тишина, там находится несколько заброшенных памятников конструктивизма. Дома уже просматриваются насквозь, вопрос об их сносе или реконструкции не решен — следы ремонта видны на всех домах: где-то заменили окна, но они разбиты. Тут снова типичные постройки, пятиэтажные «полосатые» дома.

В первоначальном проекте не было лифтов, навесные пристроили позже. Правда, некоторые лифты ломают фасады и, например, идут прямо по тому месту, где была лепнина. Отсюда можно добраться обратно к метро «Сокольники» на автобусе (или пешком мимо красивого ремонтного завода)  и напоследок посмотреть на павильон метро — маленькую геометрическую арку с симметричными пристройками, в которых находятся входы и выходы.

Источники: 
Архитектура авангарда. Москва. (Н.Васильев, М.Евстратова, Е.Овсянникова, О.Панин)

http://theconstructivistproject.com/ru

Автор текста — Аля Кедреновская

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Подкаст и статья Биография Данте и исторический контекст