Специально для «Вашего досуга» Сергей Вересков, заместитель главного редактора журнала «Читаем вместе», рассказывает о книжных новинках, которые нельзя пропустить в марте.

«Смертельная белизна». Роберт Гэлбрейт

Джоан Роулинг под псевдонимом Роберта Гэлбрейта создала образцово-показательный детектив. За расследование дела о шантаже благородного семейства (а также о паре дополнительных убийств) берутся уже хорошо знакомые фанатам серии – ветеран войны, сердцеед Корморан Страйк, и его напарница Робин. Романтические отношения между ними, к слову, станут второй сюжетной линией в романе, однако лав-стори все же не потеснит филигранно выписанный детективный сюжет, и это хорошо. «Я всегда хотела писать классические детективы в современном антураже, — говорит Джоан Роулинг. — Что мне нравится в этом жанре, так это то, что центральный пазл головоломки может быть скрыт миллионом разных способов. Есть также что-то мистическое в образе одинокого детектива или дуэта сыщиков, эдаких стражей порядка в мире хаоса».

«Я ненавижу свою шею». Нора Эфрон

Если вы склонны думать, что мемуары – это очень скучное чтение, то автобиография Норы Эфрон вас в этом однозначно переубедит. Блистательный сценарист и режиссер (фильмы «Вам письмо», «Неспящие в Сиэттле», «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту» — ее рук дело), она обладает удивительно легким слогом: «Я уезжаю в колледж с весом 48 кило. Возвращаюсь через три месяца, набрав 10 кило. Когда-то я была худой и не имела форм. Теперь я толстая и, как ни парадоксально, по-прежнему не имею форм. Все мало, кроме шерстяной плиссированной юбки в клетку, которая ужасно полнит. Это трагедия. Папа встречает меня с самолета и говорит маме: «Что ж, может кто-нибудь женится на ней за доброе сердце». Жизнь Эфрон отнюдь не была райской, однако даже в самых сложных ситуациях она не отчаивалась — ее всегда спасало отличное чувство юмора. Этому умению смеяться над собой и не унывать стоит у нее поучиться. 

«Безмолвный пациент». Алекс Михаэлидес

Фанаты детективных триллеров в духе нашумевших романов «Исчезнувшая» и «Девушка в поезде» могут ликовать – выходит книга Алекса Михаэлидеса «Безмолвный пациент», которая написана в лучших традициях жанра. Художница Алисия всаживает пять пуль в голову своего мужа-фотографа, и на этом моменте решает навсегда замолчать. Пока цена ее последней картины на аукционах растет день ото дня, она не говорит ни слова и попадает в клинику для душевнобольных, так как у следствия нет неопровержимых доказательств ее виновности. Что все-таки произошло? Поживем – увидим: в качестве бонуса к роману прилагаются подтексты из древнегреческой мифологии – автор романа, грек по происхождению, не скрывает своей любви к Элладе. Кстати, Алекс Михаэлидис – тот самый парень, который написал сценарий к «Аферистам поневоле» с Умой Турман в главной роли.

 «Кот, лошадь, трамвай, медведь». Алексей Сальников

Не все поклонники Алексея Сальникова в курсе, что их кумир в многостраничных литературных журналах дебютировал в качестве поэта, а не прозаика. Предвкушая знакомство с его стихами уже после прочтения романов, ожидаешь, что поэзия Сальникова будет столь же причудлива, как и его проза, однако на деле это оказывается не так. В качестве автора стихов он хорош, хоть и не революционен. В его произведениях можно различить отголоски и Иосифа Бродского, и даже Николая Заболоцкого. Пожалуй, основной отличительной чертой Сальникова как поэта является детальность, проработанность создаваемого им мира – в стихах живут и велотренажеры, и синие пуховики, и пыль на полке, и шторы. Удивительно, как ловко он умеет делать метафорические сальто – от яблока до трамвая в Тарту: «Мгновенно истаявший в сладости / Солоноватый следок твоих пальцев, / Положивших мне на язык / Белую дольку порезанного яблока. / О дольках: прохладная апельсиновая, / Если поднести к губам, точно указательный палец племянника, / Что поиграл в снежки. / В хорошем стихотворении / Обязательно должен быть снег, / Ребенок и трамвай, / Но сейчас июль, / Ты уже взрослая особа, / Трамваи не ходят в Тарту».

«В могиле не опасен суд молвы». Алан Брэдли

Новая книга канадского писателя Алана Брэдли рассказывает о детективных приключениях двенадцатилетней сыщицы по имени Флавия де Люс. Находчивая девочка уже успела стать известной личностью в литературном мире — о не по годам развитой героине Брэдли написал серию романов, каждый из которых был встречен публикой с вниманием и одобрением. На этот раз де Люс вместе с семьей отправляется в английскую деревушку, где в реке случайно обнаруживает труп. Как выясняется, это тело сына местного священника – сам же священник был много лет назад казнен за то, что отравил трех прихожанок. Флавия берется выяснить, кто же убил сына преступника, да и вообще, был ли виновен в содеянном священник, или все это – хитроумный обман? Помогать девочке в поисках истины будет старый друг ее семьи, а также смекалистая и начитанная сестра.

«Финист – ясный сокол». Андрей Рубанов

Номинант всех крупных литературных премий России и лауреат «Ясной поляны», Андрей Рубанов написал неожиданный роман, действие которого разворачивается во времена, когда на Руси обитали древние змеи, мавки, кикиморы, шишиги, анчутки, лешаки и оборотни. Героиня книги, Марья, полюбила мужчину, которого и человеком-то сложно назвать – имя ему Финист. И ради него она прошла в буквальном смысле через огонь, воду и медные трубы, как и положено в подобных историях. Сочный, динамичный и живой текст Рубанова не похож ни на одну книгу, которая выходила в недавнем прошлом, роман стоит особняком – и уже хотя бы из-за этого его стоит прочитать, хоть вас могут и не привлекать сказочные сюжеты. 

«Убить пересмешника». Харпер Ли, Фред Фордэм

Чтобы решиться на превращение книги Харпер Ли «Убить пересмешника» в графический роман, надо обладать изрядной смелостью – в Америке к этому тексту отношение более, чем трепетное. Удивительно, но Фреду Фордэму удалось провести идеальную «трансплантацию» книги из одного жанра в другой. Больше всего графический роман напоминает раскадровку одноименного фильма 1962 года. Любопытно, что прежде чем приступить к адаптации текста, Фордэм съездил в Алабаму, где и происходит действие романа, чтобы проникнуться местным колоритом. Собственно говоря, этот несколько подобострастный перфекционизм можно считать и единственным серьезным «минусом» книги – дело в том, что форма графического романа не добавляет ничего нового исходному произведению, не позволяет посмотреть на классику с непривычной точки зрения. Хотя для тех, кто еще не знаком с книгой Харпер Ли, такой подход лишь сыграет на руку.

«Клок-данс». Энн Тайлер

Энн Тайлер считается «последним генералом» английской литературы. Сложно сказать, справедливо ли это утверждение многочисленных критиков, однако факт остается фактом – Тайлер, действительно, крупная фигура в современной английской литературе и обладательница бесчисленных книжных премий. Ее новый – двадцать второй по счету – роман называется «Клок-данс». Как и в своих предыдущих текстах, Тайлер вновь рассказывает о вполне обычной женской судьбе – в данном случае, героиню зовут Уиллой. Ее жизнь пронеслась так быстро, что она даже не успевала как следует подумать – той ли дорогой идет, все ли устроилось, как она хотела? И вот, на склоне лет ей предоставляется возможность вдруг изменить свою жизнь – поводом становится неожиданное сближение с бывшей девушкой ее сына. В книге нет яркого драматического конфликта (и это неудивительно: Тайлер не любит эффектности), и единственным противником Уиллы становится ее собственная устоявшаяся жизнь, а также неумолимое время, которое с каждой секундой оставляет человеку все меньше шансов изменить собственную судьбу.