Вы когда-нибудь слышали про объемные 3D и pop-up энциклопедии? Представляли себе царство животных с помощью инфографики, а  тело человека в виде гигантской фабрики? Если нет, то этот обзор для вас. Самые новые и интересные детские энциклопедии в подборке на Vashdosug.ru.

Большая книга о лесах и животных

«Большая книга о лесах и деревьях», Рене Меттле
М: «Clever», 2014 (7 — 13 лет)

Не толстая, но внушительная, действительно, по формату (позволяющему невольно вспомнить, что бумага также изготавливается из деревьев) книга писателя и художника Рене Меттле, большого энтузиаста природы. Автор бежит той попсовой тенденции, что читателя на первых же страницах надо захватывать какими-нибудь интригующими жареными фактами или яркими гипотезами. Он запрягает, не торопясь, и едет издалека: из-под скудной сени доисторического дерева Сигиллярия в современные леса Северного полушария, из умеренного пояса (хорошо нам знакомого) в тропики и затем в саванну, где тысячелетиями растет, рачительно впитывая всякую каплю жидкости, толстое дерево баобаб. Иллюстрированные описания строения дерева со всеми его эпидермисами, камбиями и устьицами явно рассчитаны не на рассеянного школьника, алчущего, что бы такого полистать на продленке (впрочем, его развлекут коллективные портреты животных, обитающих в том или ином поясе). Нет, наиболее благодарной аудиторией нам видится вдумчивый хорошист, который если и не мнит себя будущим лесником или экологом, то, по крайней мере, всерьез такой вариант рассматривает. Обстоятельностью отличаются как тексты (небольшие, но информативные), так и картинки: если уж Меттле берется изобразить серую неясыть в ночном полете, то видно, будьте покойны, каждое перышко.

Сергей Синяков

«Царство животных», Николас Блекмен

М: «Азбука — Аттикус», 2014 (12 +)

Информация, поданная через лаконичные тексты и вполне схематические, но обаятельные иллюстрации, доступна и наглядна; не этого ли мы ждем от идеальных энциклопедий. Скажем, мозг у кошки чуть больше наперстка (30 г), однако, исходя из пропорций по отношению к весу тела, толку хозяину от него куда больше, чем бегемоту с его полукилограммовым шматом серого вещества. Зато бегемот может разинуть пасть на рекордные 180 градусов — пускай ничего продуктивного при этом и не изречь. Рассказывая о том, как едят, пьют (одногорбый верблюд — 160 литров за десять минут; однако), чувствуют и охотятся животные, Николас Блекмен рисует мир, далекий от идиллии и разбивающий иллюзии. Те же мимишные, интеллектуально развитые кисоньки — одни из самых продуктивных убийц в природе, только в США истребляющие ежегодно до 3, 7 млрд. птиц и более 20 млрд. мелких грызунов. На примере животного мира авторы знакомят юного читателя с суровыми законами жизни вообще. Встречается пронзительное: «Чем привлекательнее особь для полового партнера, тем выше ее шансы оставить потомство, хотя эта красота не увеличивает шансы на выживание». Ох.

Сергей Синяков

Первопроходцы: Самые опасные путешествия всех времен

«Первопроходцы: Самые опасные путешествия всех времен», Дебора Кесперт, Артем Аракелов
М: «Clever», 2014 (12 +) 

«Будь готов к опасным приключениям и подлинным историям из жизни!», — упреждают нас авторы уже на обложке и не разочаровывают. В книгу вошли отчеты практически обо всех сколько-нибудь важных экспедициях, предпринятых человеком: от полюса до неба и космоса. Некоторая сухость изложения (много дат и цифр) компенсируют элементы сдержанной гражданской лирики и полезные советы, как избежать обморожения, вылечить цингу, стать лидером и влезть по вантам в «воронье гнездо» (тут главное — держаться наветренной стороны). Наряду с такими легендарными первопроходцами, как Колумб и Кук (кстати, аборигены, вопреки Высоцкому, его не съели, а просто убили — но о гибели путешественника в книге странным образом ни слова), встречаются и менее раскрученные фигуры. Например, англичанка Мэри Кингсли, которая, в платье и с зонтиком наперевес, отправилась изучать Африку — и это в 1894 году, когда дамам неприлично было и на улицу выйти в одиночку. Богатство и разнообразие иллюстраций достаточно аппетитно, чтобы немедленно по прочтении захотелось, вслед за героями чеховских «Мальчиков», «пройти пешком несколько тысяч верст, а по дороге сражаться с тиграми и дикарями, потом добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и, в конце концов, жениться на красавицах и обрабатывать плантации».

Сергей Синяков

«Анималия», Арно Руа 
М: «Clever», 2013 (5+) 

Первая энциклопедия 3D формата pop-up в России. То есть здесь не просто традиционные фотографии с информативными подписями, а совершенно волшебные, буквально оживающие на глазах объемные картинки лесов, пустынь, гор и океанов с животными, птицами, рыбами и даже насекомыми. Их можно рассматривать, трогать, отодвигать руками кусты и ветки, заглядывать в дупла и проруби, где притаились, например, совы, змеи или пауки. Изучение животного мира превращается в увлекательное путешествие или игру, что совсем немаловажно для того, чтобы завлечь современного ребенка энциклопедией... Не зря возрастная группа обозначена как 5+, даже таким малышам будет интересно поиграть с книжкой. А для более старшей аудитории есть и полезные тексты, на каждой странице дана краткая характеристика среды обитания, названия животных на русском и латинском языках и небольшие заметки о них. Определенный шарм энциклопедии придает оригинальный ретро стиль иллюстраций, шрифтов и всего оформления в целом, один форзац чего стоит. Издание прекрасно подходит под формат подарочного для взыскательных родителей.

Вера Ершова

Веселая математика, Мукул Патель

«Веселая математика», Мукул Патель
М: Clever, 2014 (10+)

Любого читателя с маломальским воображением веселая энциклопедия по математике зацепит с первых же страниц заявлением-цитатой из Харди, что «математика — это создание узоров и игра с ними», а вовсе не скучные расчеты. Причем узоры математика «наиболее устойчивы, так как составлены из идей».

Энциклопедия обрушивается на читателя лавиной разнообразной информации. Каждая страница состоит из огромного количества разных блоков, цветных диаграмм, таблиц и врезов, размещенных не только горизонтально, вертикально, но даже вверх тормашками, так чтобы книгу захотелось перевернуть для прочтения. Когда бросаешь первый раз взгляд на страницу, в глазах рябит, но, что важно, цепляет. Таков новый подход к детским энциклопедиям — расчет на детей, привыкших к огромному потоку информации.

На каждой странице полно разнообразных интересных фактов, биографий и цитат ученых и философов. И обязательно домашнее задание или загадка, например,  сделать своими руками ленту Мебиуса, представить себя компьютером и думать как он или создать свой язык шифрования. Даже нумерация страниц в двух системах счисления: в традиционной десятеричной и в шестнадцатеричной, которая используется в компьютерах.

Книжка замахивается на необъятное, пытаясь рассказать и показать, что математика пронизывает практически всю нашу жизнь. Например, один из разделов блока «Математика и живой мир» посвящен цифрам в человеческом теле. Вы знали, что длина спиральной молекулы ДНК в каждой клетке нашего тела — 2 метра, а в скелете ровно 206 костей?

«Математика на каждый день» рассказывает, как сделать выбор, например, мороженного (два шарика из трех разных сортов дают целых шесть возможных расстановок!). Какова вероятность, что в классе хотя бы у двоих одноклассников дни рождения совпадут? Оказывается, что вероятность-то более 50%! А бросание монеты не может дать ответа, потому что орел выпадает ровно столько же раз сколько и решка.

Вера Ершова

«Тело человека», Дэн Грин, художник Эдмонд Дэвис
М: «Росмен», 2013 (12+)

«Тело человека», Питер Гранди, автор текста Саймон Роджерс
«Азбука-Аттикус», 2014 (12+)

Имя художника рядом с именем автора текста у обеих этих книг стоит не просто так: картинки для содержания и у той, и у другой важны не меньше, чем то, что они иллюстрируют. Обе книги — о том, как устроен наш организм, обе — для 12-леток и старше, и называются одинаково: «Тело человека», но используют для знакомства читателей с анатомией и физиологией разные подходы.

Первая книга — это скорее не энциклопедия, а карта-путеводитель по телу человека. Все системы нашего организма тут представлены будто уровни «гигантской фабрики под названием  «Тело человека». Фабрика эта современная; укомплектована по максимуму. У нее есть «Головной офис» (мозг), «Отдел надзора и контроля» (глаза), «Департамент прослушивания и звукозаписи» (уши). Каждой системе фабрики отдан разворот книжки, всюду указатели — «Вы находитесь здесь». Потеряться, и правда, легко: на каждой картинке — десятки человечков-работников. Большинство трудятся молча, но не все. «Алло, это глаз, Отдел надзора и контроля! Нос, я что-то вижу, думаю, это сыр», — «Ух, какой вонючий! Да я его учуял еще раньше, чем ты увидел», — отвечает представитель «Службы безопасности» — носа. В «Департаменте специального назначения», эндокринной системе, работают «тайные агенты», рассылающие по телу чемоданчики с гормонами-шифровками, а в «Отдел внешних связей» входят кожа, волосы и ногти («На поверхности кожи живет более триллиона бактерий, — сообщает дама, стоя на коленях возле микроскопа, присоединенного к лэптопу. — Они размножаются чудовищными темпами, и боссу приходится каждый день мыться, чтобы держать их количество под контролем». Да, человек тут называется не иначе как босс. В «Транспортном отделе» кровь движется по сосудам благодаря работе насоса из «Машинного отделения» (насос — это сердце, «центр тела»). Есть в составе подразделений фабрики «Аварийная бригада» — иммунная система, и «Реабилитационный центр» — легкие («место, куда работники нашей фабрики отправляются, чтобы восстановить силы»).

О том, что эта фабрика — как не назвать ее целым комбинатом — производит, речь, правда, не идет. Упоминается «Главный вход» — рот, что позволяет (и небезосновательно) предположить, что главный производимый «Телом человека» продукт поступает в окружающий мир с другого конца; тем более, «Отделом переработки отходов» названы почки и мочевой пузырь. Но «Главного выхода» нет. Зато есть «Кухня» (печень и желчный пузырь, «Жар из печени согревает все тело!») и «Цех по переработке пищи» — пищеварительная система. «Миссия выполнена!» — из цеха выезжают автомобили, украшенные черепами и скрещенными костями. Вообще, фабрика неплохо укомплектована: почти в каждом цеху — ЭВМ, а то и несколько, в мочевом пузыре «плавает» подводная лодка, нос оборудован пылесосом, экскаватором, насосом и воздушным шаром. Конвейер же, у которого должны, по распространенному мнению, стоять все работники фабрик, присутствует только в «Департаменте планирования новых образцов» — то есть, новых людей. Он производит сперматозоиды. «Когда им приходит пора покинуть тело, они поступают в семевыводящий проток», — сообщает велосипедист, крутящий педали неведомого устройства, как-то помогающего сперматозоидам «покинуть тело». А вот «Центр создания новых образцов», беременность, обходится почти без дополнительных приспособлений — ни одного компьютера! — да и работники в водолазных костюмах тут выполняют только роль диагностов («Особых мыслей у него пока нет, но головной мозг уже определенно формируется!»). Может быть, «новые образцы» — это и есть то, ради чего работает фабрика «Тело человека»? Ответ на этот вопрос, видимо, остается за «боссом».

Автором второй книги значится Питер Гранди, известный еще как Grundini, — художник и дизайнер, с конца 1970-х годов работающий над собственной системой визуальной подачи информации (его работы печатает, например, Guardian Newspaper и Daily Telegraph). Grundini — мастер инфографики, это наглядный способ передачи информации, когда что-то сложное объясняется просто и доступно с помощью рисунка. Новая серия издательства «Азбука-Аттикус» так и называется, «Инфографика». «Царство животных», о которой шла речь выше, и «Тело человека» — пока в серии две книги, издатели называют их «Энциклопедиями нового поколения». Информация тут подана лаконично и просто — до схематичности. Первая книга — скорее для неторопливого рассматривания, и читать ее хочется с начала до конца. Вторая — удобный справочник, где все максимально упрощено и логично организовано. На обложке книги — только имя художника; между тем, текст в ней тоже стоит внимания. Написал его Саймон Роджерс, на данный момент он отвечает за анализ данных в Twitter. Потому все кратко и не без юмора — как популярные «твиты». Кроме «энциклопедической» информации каждый раздел содержит и полезные советы, и довольно бесполезные, но впечатляющие факты из серии «Известно ли вам, что…», что не мешает изложению основной информации. Так, мы узнаем, что «Из жиров, которые есть в твоем теле, можно изготовить около 7 кусков мыла» или «Если в течение 3 минут интенсивно вдыхать и выдыхать, то скорость крови в мозговой артерии уменьшится почти в два раза» (привет Чаку Паланику и Станиславу Грофу).

При всей увлекательности и развлекательности обе книжки, даже взятые вместе, конечно,не заменят ни учебника по анатомии и физиологии, ни анатомического атласа. Но каждая из них может стать хорошим подспорьем для того, чтобы заинтересовать ребенка устройством и работой собственного тела и помочь быть к нему более внимательным — уже немало.

Наталья Пыхова