Знакомьтесь с одним из самых харизматичных злодеев нынешнего киносезона. Мульфильм «Гадкий я» про маниакального изобретателя Грю, который, с одной стороны, безжалостный мизантроп, а с другой — заботливый приемный отец, стал самым позитивным моментом программы ММКФ.

«Меня, видимо, выбрали озвучивать, потому что я носат», — предположил Леонид Ярмольник, представляя перед премьерой необычную для себя актерскую работу. Грю, он же Гадкий, главный герой мультфильма, действительно отличается крючковатым носом. Особенность, впрочем, присущая многим киношным злыдням. Обладая безупречным нюхом на самые дерзкие каверзы, Грю не терпит, чтобы в его дела совал нос кто-либо еще. Поэтому дом Гадкого выглядит мрачной неприступной крепостью, отпугивающей благообразных соседей. А манера разговаривать угрозами и походя пакостить окружающим лишь укрепляет его дурную, отталкивающую репутацию.

Но не верьте глазам своим. Изнутри жилище Грю куда просторнее и оживленнее. Да и характер героя более сложный и противоречивый, чем кажется на первый взгляд. Пусть и в корыстных целях, но все же по ходу фильма этот угрюмый тип удочеряет сразу трех приютских сироток. И обращается с ними не в пример гуманнее, чем в казенном заведении. А то обстоятельство, что Гадкий — гениальный изобретатель, и вовсе способно оправдать неприятную натуру: с гения-то что взять?

Грю, собственно, является главой подпольной лаборатории, где на него трудится армия миниатюрных яйцеголовых работяг и полубезумный доктор всех наук Нефарио. Работяги с ученым готовы сделать былью самые сказочные прожекты Грю. Любой масштаб им по зубам: и миниатюрные роботы для проникновения в хорошо охраняемые помещения, и ракета для полета к Луне.

Тут надо заметить, что авторы фильма тоже, как и мы, люди, и наверняка смотрели те же культовые семейные картины, что и остальные зрители. Поэтому не удивительно, что в облике персонажей «Гадкого» угадываются черты, знакомые по другим лентам. Так, желтые помощники-миньоны в джинсовых комбинезончиках, работающие на Грю, напоминают разом минипутов Люка Бессона и умпа-лумпов Тима Бертона, но с мимикой лупоглазых шкетов из «Южного парка». В полоумном докторе Нефарио явно есть что-то и от взлохмаченного путешественника во времени из «Назад в будущее», и от изобретательного Кью, поставщика гаджетов для Джеймса Бонда. А флэшбэки, воспоминания из детства, мучающие Гадкого, подозрительно перекликаются с видениями угрюмого кулинарного критика из «Рататуя» (один из ведущих художников «Гадкого я» работал над этим мультиком). Ну и, разумеется, Грю далеко не первый Самоделкин, направляющийся к Луне: многие помнят, скажем, полет оскароносных Уоллеса и Громита.

Но ни к чему упрекать создателей новой ленты в общей неоригинальности. Многие частности авторам «Гадкого я» удались. Те же работнички-миньоны из лаборатории Грю презабавны в своей бестолковости. И три его в меру самостоятельные приемные дочки-малолетки, по счастью, не вызывают чересчур слащавого умиления. А главное — трехмерный экран кишит механическими и электронными придумками, которые порой едва успеваешь толком рассмотреть. Ведь помимо Грю в фильме действует еще один изобретатель — молодой и наглый конкурент по имени Вектор. Его дом-крепость тоже является средоточием технических усовершенствований, используемых отнюдь не в мирных, хотя порой и крайне странных целях: Вектор начинает с того, что похищает одну из египетских пирамид.

В качестве сюжета авторы, очевидно, использовали стандартную супергеройскую схему: герой с нетривиальными возможностями соперничает с не менее подкованным и оснащенным злодеем. И попутно спасает или своих близких, или целый мир.