Поверьте, ваши дети и знакомые вам подростки отлично знают, что такое TikTok, даже если вы слышите это слово впервые. Пребывание в TikTok — чистый праздник безумия. Здесь насмешки становятся обыденными, издевательства безобидными, здесь подростки чувствуют себя нужными и важными. Но, как и любое место скопления детей, приложение также притягивает опасных взрослых.

Редакция «Вашего досуга» разбирается, что же такое TikTok, и стоит ли волноваться, если ваш ребенок вдруг «проснулся знаменитым», а вы не заметили.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

«Почему хорошие девушки любят плохих парней?» — подобный вопрос молодые люди задают задают себе с незапамятных времен, но в новом приложении TikTok они превратились в широко популярные музыкальные «мемы», достигая миллионов просмотров в разных уголках земного шара. 

TikTok — одно из самых популярных и интересных социальных приложений на планете, пусть пока и не вошедшее в лексикон большинства россиян. Суть приложения заключается в следующем: пользователи снимают короткие видео (до 15 секунд) с юмористическими скетчами или забавной синхронизацией губ под выбранную звуковую дорожку. Треки, эффекты и звуковые фрагменты можно выбрать из обширной базы данных. Также можно загрузить собственное звуковое сопровождение. 

Как и в любом социальном медиа, самой ценной механикой приложения является взаимодействие. Вы можете сделать «дуэт» с кем-то, ответив на чужое видео, которое создает диптих с разделенным экраном. Такая цепочка реакций может быть бесконечной. Поэтому нет ничего удивительного, что подростки используют новое приложение для запуска бесчисленных флешмобов и челленджей. 

Все это делает TikTok чрезвычайно увлекательным в использовании и объясняет, почему он так сильно вырос: в сентябре 2018 года приложение превзошло Facebook, Instagram, YouTube и Snapchat по числу ежемесячных установок в App Store, где был загружен более миллиарда раз. 

Успех приложения привел к взлету владеющей им компании ByteDance, которая превзошла Uber в звании самого ценного стартапа в мире. Это первая китайская интернет-компания, стоимость которой оценивается в более чем 75 миллиардов долларов. Сам же TikTok стал настолько большим, что в ноябре Facebook даже тихо и без анонсов запустил свою версию конкурента — приложение под названием Lasso, пока не слишком успешное.

ТУСОВКА ПОДРОСТКОВ

На первый взгляд, TikTok ничем не отличается от множества других видео-ориентированных приложений для социальных сетей, таких как Snapchat или Vine. Однако, благодаря своему алгоритму и сложному набору звуковых и визуальных эффектов, TikTok предлагает гораздо больше возможностей для пользователей. Многие из самых популярных видео в приложении выглядят довольно трудозатратными в создании, но на самом деле выполнены простейшими инструментами. Простота в создании контента и привлекает детей и подростков. Достаточно взглянуть на самых популярных пользователей приложение: немецкие близнецы Lisa и Lena (32 миллиона поклонников), 18-летний Baby Ariel (29 миллионов поклонников), 16-летний LorenGray (29 миллионов поклонников) и 16-летний Jacob Sartorius (19 миллионов поклонников). Все из них, обучившись созданию видео на TikTok впоследствии выпустили свои собственные синглы, к которым привлекли свою огромную аудиторию.

Самые популярные в мире пользователи приложения — подростки, но это не означает, что TikTok — приложение для поколения Z, где можно легко произвести впечатление на неокрепшие умы. Выглядит так, словно это одна из самых важных компаний на планете, находящаяся на передовой возможного будущего социальных сетей.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

В первую очередь надо признать, что TikTok не является приложением для синхронизации губ с аудиодорожками. По факту, это вторая итерация Musical.ly — приложения, которое идентично TikTok по большинству основных функций и которое было запущено в 2014 году китайскими предпринимателями Алексом Чжу и Лую Янгом. В ноябре 2017 года Musical.ly был приобретен примерно за 1 миллиард долларов пекинской технологической компанией ByteDance, которая уже владела популярным эквивалентом Muscial.ly под названием TikTok. В августе 2018 года TikTok полностью поглотил Musical.ly, и все учетные записи Musical.ly были автоматически перенесены в TikTok. Так приложение нарастило основной массив пользователей.

ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ОБЫЧНЫХ

Несмотря на популярность нового приложения, знаменитости не спешили в него интегрироваться. Однако в последние годы его все сложнее игнорировать. На платформе активно присутствует Джимми Фэллон, чья команда представляет еженедельные игры, такие как #TumbleweedChallenge. Прошлой осенью американская актриса и стенд-ап комик Эми Шумер загрузила свой первый TikTok, в котором объявила: «Я не могу упустить шанс быть названной «толстой» в новой социальной сети!». Американский скейтбордист Тони Хоук тоже по какой-то причине является пользователем TikTok, возможно его зарегистрировали дети.

Наряду с агрессивной рекламной кампанией на YouTube, TikTok, похоже, в последние годы потратил немалые деньги, чтобы привлечь больше знаменитостей в приложение: теперь там можно найти видео Cardi B и Offset. 

Тем не менее, TikTok — по-прежнему в первую очередь приложение для обычных людей. Прокрутка ленты перенесет вас в мир обычных подростков, чьи видео имеют тысячи лайков и сотни поддерживающих комментариев. Стоит вашему видео попасть в рекомендации, оно тут же получит от 50 000 до более 1 миллиона лайков.

Показатели просмотров, лайков и комментариев — астрономические и с легкостью затмевают посты в Instagram, Snapchat и в Vine в его расцвете. Во многом это объясняется тем, что тут вы обнаружите много буллинга и троллинга, однако из-за их обилия они быстро стали воспринимать «условностью» и начали терять свою обидность. Это привело к тому, «Нью-Йорк Таймс» оценило TikTok как «единственную действительно приятную социальную сеть в мире», а The Verge выступили в защиту приложения, назвав его «радостным, духовным преемником Vine».

ЛЮБОВЬ, ДОБРОТА И СТРАННЫЙ ЮМОР

TikTok идеально спроектирован, чтобы каждый мог удовлетворить в нем свою тягу к «странному» юмору. Однако о такой репутации приложения слышно не часто. Как правило, люди складывают представление о культуре TikTok, просмотрев на YouTube подборки самых безумных видео. Нет ничего удивительного, что после такой славы TikTok становится целью насмешек. 

Поколению Instagram-пользователей кажется абсолютным сумасшествием выкладывать себя на многомиллионную аудиторию, имитирующими караоке. И это без каких либо фильтров и обработки. Это же чистое унижение! Надо признать, подобного в приложении много, особенно если говорить про детские инфантильные видео или определенные виды косплея. Однако все чаще «безумная» эстетика TikTok превращает приложение в золотой рудник с острой, подрывной и сюрреалистической комедией. 

Когда TikTok только появился, лента была заполнена танцами пальцев и молодыми людьми, открывающими рот под сцены из «Ледникового периода» или поп-панк песню-мем «Почему хорошие девочки любят плохих парней?».

Теперь же вы с гораздо большей вероятностью сможете увидеть сатирическое исполнение песен с надписью «Так моя мама нашла мой TikTok» или превращение макияжа в Jasmine Masters  из культового видео «and I oop». TikTok стал странным и восхитительным местом, в котором легко провести целые часы.

Тем временем, создатели YouTube пробудили интерес зрителей к просмотру тиктоков, создавая видеоролики с такими названиями, как «TikTok Must Be Stopped» и «TikTok Gamer Girls должны быть вне закона». Похоже главный видеохостинг вынужден признать, что TikTok хорош.

Конечно, как и в Vine и Twitter, неоригинальная комедия и воровство шуток также процветают на TikTok. Здесь вы найдете массу примеров, как чужие шутки из других социальных сетей или «бородатые» анекдоты начинают обретать вторую жизнь. Здесь же разыгрываются по ролям сцены из известных фильмов. Однако оригинальный юмор в TikTok ценится очень хорошо.

Так, Диди Рио, 15-летний подросток из Южной Калифорнии, относится к числу пользователей, которые публикуют только оригинальные комедии, а не пользуют чужой контент. Спустя месяц после регистрации в приложении, он уже собрал 30 000 поклонников, благодаря своим энергичным мета-видео-сценкам. Он говорит, что, хотя и сталкивался с негативом в приложении, не позволяет ему добраться до него. По его словам, в TikTok «торжествует любовь и доброта».

ТЕМНАЯ СТОРОНА TIKTOK: ПЕДОФИЛИЯ, НЕЛЕГАЛЬНЫЙ СБОР ДАННЫХ И СЕКСУАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ

Тем временем, угрозы насмешек, буллинга и издевательств — не самые внушительные для TikTok. Несмотря на то, что приложение разрешает регистрацию только лицам старше 13 лет, это не совсем надежное ограничение. Как и большинство приложений, ориентированных на детей и подростков, TikTok становится домом для значительной доли страшных событий.

Так, южно-китайская газета Morning Post обнаружила, что сотни гонконгских детей в возрасте 9 лет невольно раскрыли свои полные имена, номера телефонов и школы, включив информацию в общедоступные видеоролики. Они также отметили, что многие пользователи подростки получают жуткие сообщения от взрослых, которые просят девочек «стать их девушкой» или запрашивают номера их мобильных телефонов.

Эта проблема не нова. В 2017 году новостной сюжет телеканала ABC рассказал историю 7-летней Индианы, которую незнакомец попросил прислать ее «обнаженные» фото. Примерно в то же время 25-летний мужчина из штата Калифорния был обвинен в сексуальной эксплуатации детей в возрасте до 12 лет с помощью предшественника TikTok — Musical.ly.

В ответ на обширное возмущение в адрес TikTok, вызванное попытками взрослых вымогать обнаженные изображения у детей, представители TikTok заявили, что они внедрили ряд мер по защите от неправомерного использования, в том числе — команду модераторов и запрет пересылать фотографии и видео напрямую между пользователями. Проблема, однако, заключается в том, что многие взрослые начинают в переписке изображать из себя друзей-подростков, что значительно повышает вероятность того, что дети передадут свои личные данные «приятному поклоннику-ровеснику».

Есть еще одна проблема, связанная со слабым соблюдением TikTok возрастных ограничений: в феврале 2019 года Федеральная торговая комиссия наложила на компанию рекордный штраф в размере 5,7 миллиона долларов за незаконный сбор данных о детях младше 13 лет, что является нарушением Закона о защите конфиденциальности детей в Интернете (COPPA) от 1998 года.

Однако главной проблемой TikTok является сексуализация детей. Один из крупнейших сегментов пользователей приложения — это очень молодые девушки, имитирующие культуру секса и страсти, публикуя провокационные видео о себе в «раскованном» виде. Помимо возможного обнаружения педофилами, такие видео делают опыт просмотра TikTok для взрослого человека крайне неприятным.

К сожалению, последнее — не противозаконно. Листая ленту, вы без труда обнаружите, как пожилые мужчины взаимодействуют своими видео с несовершеннолетними. Просто представьте свои чувства, если вы увидите, как пожилой человек комментирует в Facebook или Instagram девушку-подростка, которую он не знает. 

ЧРЕЗВЫЧАЙНО ПРИБЫЛЬНЫЙ «ДИКИЙ ЗАПАД»

Несмотря на то, что пока TikTok представляет собой огромную сеть для насмешек, реакций, реакций на реакции и метамемизации, он все еще сильно недоразвит. Это потому, что бренды — вездесущие в Instagram, Facebook и Twitter — еще не интегрировались в приложение. Для пользователей это является привлекательным и тем, что делает использование TikTok таким подлинным. Это уже начинает меняться, но для пользователей и авторов такое положение — время бума.

Drea Knows Best —  создательница комедий с более чем 1,8 миллионами поклонников, говорит, что самое большое отличие TikTok от других приложений для социальных сетей — это очень лояльная и чрезвычайно активная аудитория. 

Drea утверждает, что уже получает большую часть своего дохода от TikTok через партнерские отношения с такими брендами, как, например, Netflix. Она подчеркивает, что на платформе есть больше возможностей как для создателей, так и для компаний, с которыми они работают: «Демография растет. Это больше не похоже на то, как это было на Musical.ly, где сидели одни дети. У всех создателей приложения очень преданные поклонники. Если они скажут: “Эй, ребята, я сотрудничаю с Burger King, идите все в Burger King и купите гамбургер”, они пойдут в Burger King и купят гамбургер, потому что доверяют влиятельным людям на TikTok и лояльны им. Это просто феноменально».

Также TikTok продемонстрировал самую высокую возможность заработка по состоянию на октябрь 2018, благодаря росту покупок в приложениях примерно на 275 процентов, что составляет более 3,5 миллионов долларов по всему миру. Покупки в приложении ограничиваются «монетами», которые пользователи покупают за реальные деньги и могут использовать для отправки виртуальных подарков своим любимым личностям TikTok во время прямых трансляций. Это служит еще одним источником дохода для создателей, таких как Drea. 

Рекламодатели начали обращать внимание на быстрый рост TikTok. К настоящему времени, множество брендов уже экспериментировали с рекламой в приложении — от Chipotle до Uniqlo. В 2018 году Douyin (китайская версия приложения) также добавила функцию «купить сейчас», которая принесла прибыль в 29 миллионов долларов за один день. Однако этот успех частично связан с тем, что покупатели в Азии гораздо чаще совершают транзакции в социальных сетях, чем жители России, Европы и Северной Америки. 

На данный момент TikTok становится возможностью побега из более коммерциализированных приложений для социальных сетей. Но так как все больше брендов неизбежно выходят на новый рынок с огромным энтузиазмом и заселяют давно ожидающий их «Дикий Запад», вполне возможно, что TikTok может пойти по пути Instagram (покрытого спонсорским контентом и людьми, воспринимающими себя слишком серьезно), Snapchat (медленно умирает) или Vine (жестоко убит раньше времени).

Лучшее, что TikTok предлагает в настоящее время, это его глупость: конечно, самые популярные знаменитости TikTok могут в конечном итоге продавать продукты или начинать настоящую музыкальную карьеру, но подавляющее большинство существует для создания глупых видео с синхронизацией губ, дурачащихся с визуальными эффектами, и участвующих в любом завирусившемся челлендже. Если смотреть на социальные сети не как на рутину, то TikTok лидирует.

По материалам издания Vox.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: