Спектакль Электра

Оценка редакции
Дата премьеры: 17 февраля 1913
Мировая дата премьеры: 24 января 1909

Нормальный античный сюжет: дочь Электра и сын Эгист мстят за отца, героя Троянской войны Агамемнона. Поскольку их мать Клетемнестра вместе с любовником умертвила мужа, дети решают ее убить. Рихард Штраус сосредоточился на дочерних чувствах, так что одноактная опера обещает взрыв эмоций и непременный горестный финал.

Лейла Гучмазова, «ВД» 24.01.08: Электрический рай

Даже если бы Мариинский театр приезжал на гастроли не раз в году, а ежемесячно, каждый его визит был бы чреват для столицы всеобщей мобилизацией меломанов.

Петербуржцы готовятся выступить в своем традиционном амплуа – продвинутого академического театра, у которого, что ни сезон, в афишу попадает что-то из ряда вон выходящее. На этот раз удивлять будут одноактной «Электрой» Рихарда Штрауса на либретто Гуго фон Гофмансталя, которой ни в одном российском театре больше нет. Удовольствию посмотреть эту премьеру прошлого сезона в Москве мы обязаны «Золотой маске» – с этой высокой ноты начнется музыкальная программа нынешнего фестиваля. «Электра» не только по амбициям, но и по времени стоит на «Маске» особняком: для Мариинского театра, как традиционного лидера Национального смотра, фестивальная афиша принимает удобную форму.

Как и все в этом театре, «Электра» обязана своим появлением на свет личным обстоятельствам Валерия Гергиева. С одной стороны, дает о себе знать пристрастие маэстро к убийственно трудным для голосов немецким авторам конца XIX века, и за бесконечным Рихардом Вагнером теперь следует компактный Рихард Штраус. С другой – обширные контакты маэстро с истеблишментом британской академической музыки. То есть следующий за «Поворотом винта» Бриттена (показан в Москве полтора года назад) британский след. И режиссер опять англичанин, Джонатан Кент. Он известен своим поздним, но горячим романом с оперой: в багаже «Катя Кабанова» на скромной сцене, а затем и «Тоска» в Ковент Гарден. Прежде Джонатан Кент двенадцать лет проработал в небольшом лондонском драматическом театре «Алмейда», в котором при нем собралась ярчайшая звездная труппа. У Кента за скромные, как говорят, деньги, трудились Жюльет Бинош, Кевин Спейси и Кейт Бланшетт. Сам режиссер настаивает, что не столько ковал знаменитостей, сколько кропотливо растил театр, «делая его более открытым».

В открытости не откажешь и его петербургской «Электре». Художник-сподвижник Пол Браун вместо «греческого зала» придумал контрастный двухуровневый мир. На нижнем, в подвале, посреди жуткой свалки живет античная Электра. Возится со старой игрушкой, тонет в продавленных диванах и смотрит слайды про бывшую жизнь, вспоминая счастливые детские годы. Преступная мать Клитемнестра снисходит в «нижний» мир с шиком кинематографической злодейки, наблюдая, как горничные бодро отмывают эту помойку. Музыкальные страсти Рихарда Штрауса, которые и сами по себе «немного слишком», здесь воплощаются с монтажной прямотой: никогда не уживутся друг с другом мир внешне блестящий, но порочный, с миром жалким, но уверенным в своем моральном превосходстве.

По затее Штрауса и Гофмансталя, действо закручено вокруг прекрасных дам (Орест, Эгист, Агамемнон и прочие герои в стороне), и женские голоса Мариинского с честью справляются с задачей. После премьеры главным достоинством спектакля все единодушно признали Электру - Ларису Гоголевскую. Уникальная, нереальная, гениальная – список можно бы продолжать, но меломанам хвалить Гоголевскую не надо, разве только напомнить ее Изольду, осветившую собой всю оперную вагнериану родного театра и русского Вагнера вообще. Другие голоса премьеры, Елена Витман и Млада Худолей, тоже порадовали, но поскольку состав исполнителей еще не оглашен, обещать их «ВД» не возьмется. Впрочем, Мариинский, хотя и уверяет временами, что спокойно относится к премиям, все же не показывается на «Золотой маске» кое-как. Так что значительное событие нам гарантировано.

Отзывы о «Электра»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / опера