Спектакль Боярыня Морозова

Оценка редакции
Дата премьеры: 22 июня 2014

В творчестве Родиона Щедрина жанр оперы длительное время находился на периферии, композитор обращался к нему изредка, с интервалом в 10–15 лет. Лишь в XXI веке, создав сразу три оперы – «Очарованный странник» (2002), «Боярыня Морозова» (2006) и «Левша» (2012–2013), Щедрин выдвинулся в первый ряд современных оперных композиторов. Это произошло, конечно, не только за счет количества, но прежде всего благодаря художественному значению этих сочинений. В своих операх Щедрин обращается к вечным и важнейшим русским вопросам: о смысле человеческого существования, о жизни, ее ценности и цене, о душе и вере, о России, ее народе и властях, ее радостях и бедах. «Боярыня Морозова» (полное название «Житие и страждание боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой») – русская хоровая опера в двух частях для четырех солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных. Либретто написано самим Щедриным на основе «Жития боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой», «Жития протопопа Аввакума», писем Аввакума к своим духовным дочерям Морозовой и Урусовой и его же «Слова плачевного о трех исповедницах». Идея этой оперы обдумывалась Щедриным многие годы, но ключ к воплощению замысла, по его собственному признанию, был найден лишь тогда, когда определилось хоровое наклонение оперы (что повлекло, в свою очередь, отказ от оркестра). Щедрин прочитывает жития XVII века как русские Страсти, и потому закономерна возникающая ассоциация с выдающимися образцами жанра – «Страстями» И. С. Баха. Близость заключается прежде всего в трактовке хора как соучастника действия (произносящего злые и жестокие слова царя Алексея Михайловича и других, не поименованных в опере гонителей героинь) и как комментатора, свидетеля, жалеющего бедных страдалиц.

Можно провести параллель и с другим знаменитым произведением – картиной Василия Сурикова «Боярыня Морозова» (1887), долгие годы бывшей в русском искусстве единственным откликом на эту трагическую историю. Как и в опере, у Сурикова соучастником события является весь народ: и любопытствующие, и глумящиеся над боярыней, и сочувствующие ей.

Но в воплощении образа главной героини, знаменитой раскольницы Феодосии Морозовой, Щедрин независим – и от интерпретации художника, и от того портрета, который создан в житийной повести и в произведениях Аввакума. Морозова у Сурикова – это несокрушимый дух и фанатичная вера. Описание боярыни Аввакумом сродни поэзии: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев». В «Житии» образ Морозовой наиболее многогранен: она предстает и как святая, и как обычный человек, даже испытывает страх («Феодора же вмале ужасшися, разуме, яко мучители идут…»). Щедрин же высвечивает лишь главные черты ее образа: мужество, стойкость в вере и любовь, нежность к сестре и сыну. Опера «Боярыня Морозова» со времени своей премьеры в октябре 2006 года в Большом зале Московской консерватории еще не получила сценического воплощения. Одна из возможных причин – отчетливо ораториальная природа сочинения, требующая особого, нетрадиционного режиссерского подхода. Вряд ли «Боярыню Морозову» ждет в будущем легкая сценическая судьба, но нет сомнения в том, что это произведение уже сейчас может считаться одной из лучших опер начала XXI века. 
Владимир Горячих

Отзывы о «Боярыня Морозова»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / опера