Хотя Бродвей и находится далеко от Северной Столицы, жанр мюзикла в Петербурге основательно завоевывает музыкальное пространство. «Бал вампиров«, «Аладдин», «Чаплин», «Пола Негри» заставили полюбить музыкальный театр даже тех, кто предпочитает сцене кино. И это лишь начало — в сентябре нас ждет премьера мюзикла «Мастер и Маргарита«, поставленного по одноименному роману М. А. Булгакова.

Неудивительно, что это событие станет одним из самых ожидаемых в новом театральном сезоне. И не только потому, что поставлен мюзикл по культовому роману, но и потому, что постановка обещает объединить все составляющие успешного музыкального спектакля: звездный состав исполнителей, фееричные декорации и — как результат — эффектную мистическую атмосферу. Кстати, для любителей мистики: цифра «6» для постановки имеет немалое значение — в спектакле задействовано 6 композиторов, 6 либреттистов, будет использовано 66 декораций и 66 артистов выйдут на сцену сыграть историю любви, которая разворачивается на грани реальности и вымысла. Корреспондент «ВД» первым поговорил с участниками проекта и попытался выведать тайны будущего мюзикла.


Иван Ожогин, звезда музыкальной сцены Петербурга и Москвы, принявший участие во всех громких мюзиклах последнего времени («Бал вампиров«, «Пола Негри«), исполнит в «Мастере и Маргарите» роль Воланда.

— Музыку к мюзиклу создавали шесть композиторов. Не будут ли музыкальные композиции эклектичными?

— На первоначальном этапе такая проблема была, но мы с этим работаем. Возможно, найдем интересные и даже уникальные решения сочетания музыкальных композиций.

— В чем особенность вашей музыкальной партии?

— Воланд, с музыкальной точки зрения, был бы хорош в исполнении баса или баритона, как это обычно принято, когда партии злодеев, таких, как, например, Мефистофель, исполняют низкие голоса. Так уж исторически сложилось в музыкальном театре. У нас партия Воланда написана для тенора. И в этом придется искать свою правду и добиваться убедительности в исполнении.

— Многие поклонники полюбили вас за главную роль в мюзикле «Бал вампиров». Не боитесь, что они будут искать черты фон Кролока в Воланде?

— Как говорится в известном анекдоте: «А чего нас бояться?» Да, наверное, многие будут искать похожие черты, и это естественно: и в том, и в другом спектакле есть потусторонняя сила. Конечно, Воланд отличается от графа фон Кролока. И я попытаюсь найти другие краски, другие музыкальные, голосовые интонации и т. д. Это будет другой персонаж. Какие-то черты в них, безусловно, будут схожи. Однако граф фон Кролок — это только одна из граней Воланда, который вмещает сотни лиц. Кролок предсказуем, Воланд — непостижим.

— Что для вас роман «Мастер и Маргарита»?

— «Мастер и Маргарита» — Евангелие от Булгакова.

— В романе Булгакова есть и сатира, и история любви, и история художника, и...

— Я думаю, главную мысль уже когда-то в «Фаусте» сформулировал Гёте словами Мефистофеля, а Булгаков — сделал эпиграфом к своему роману: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»... В нашей постановке будет разговор именно об этом. Дьявол здесь уравновешивает силы добра. Если нет тени, нет и...

— Предмета?

— Да, нет и предмета. Все было бы светло, ярко и непонятно. Зло выступает в качестве антипода. Тень (и, соответственно, зло) — это просто отсутствие света.

— То есть ваш Воланд — положительный персонаж?

— Нет. Я считаю, что не существует абсолютного добра и абсолютного зла — все состоит из игры света и тени. Воланд не исключение.

— Какими бы вы эпитетами охарактеризовали его?

— Этот персонаж абсолютно уверен в себе. Он четко ведет свою шахматную партию с высшими силами, с Господом. Я, к сожалению, не вправе раскрывать больше никаких секретов сюжета, поэтому приглашаю всех на премьеру мюзикла «Мастер и Маргарита», чтобы увидеть своими глазами итог этого противостояния.


представлять не нужно: диву российской эстрады хорошо знают. В мюзикле «Мастер и Маргарита» певица исполнит Геллу — одну из самых загадочных героинь романа Булгакова.

— Трудно найти человека, отзывающегося отрицательно о романе Булгакова. Вы не исключение?

— «Мастер и Маргарита» — одно из моих самых любимых произведений. Я неоднократно его читала. И в каждом возрасте этот роман воспринимала по-разному... Было очень приятно, когда меня пригласили работать в этом мюзикле. Мне любопытна моя героиня, поскольку в мюзикле она, как мне кажется, интереснее и драматичнее, чем в романе. Мы о ней мало знаем — лишь то, что она из свиты Воланда. Она такая молчаливая и загадочная...

— Гелла играет в романе небольшую роль, но, мне кажется, она что-то в себе скрывает...

— Да. Когда называют ее имя — Гелла, все представляют очень яркую женщину. Понятно, что она незаурядный персонаж, находящийся рядом с Воландом. Известно лишь, что она вампир. Но ее история остается за рамками основного сюжета. В конце романа каждый из дьявольской свиты обретает свое истиное лицо, и мы узнаем, что за каждым из них стоит персонаж с очень яркой, драматичной земной историей. И у нее она тоже однозначно была. Но Булгаков оставляет нам простор для фантазий. Моя героиня в мюзикле — воплощение одной из таких фантазий. Несчастная женщина... Серьезно. (Смеется.) Сильная и яркая женщина, которая страдает от неразделенной любви.

— Но история ее любви осталась за кадром?

— Не могу раскрывать секреты! Не имею права! Но зрителей ждет много неожиданностей...

— Когда вы описывали свою героиню, мне показалось, что она чем-то похожа на вас. Я имею в виду не образ несчастной женщины, а образ женщины яркой и сильной.

— Может быть, поэтому меня и увидели на кастинге именно в этом образе? Хотя, не скрою, мне была интересна роль Маргариты. Но авторам спектакля видится роль Маргариты несколько иначе. И здесь, естественно, следует учитывать музыкальный материал. Партия Маргариты написана для высокого сопрано, а у меня низкое меццо. И визуально, и по типу голоса я в таком контексте и трактовке ближе Гелле.

— Каков музыкальный материал спектакля?

— Моя музыкальная партия выбивается из общей музыкальной композиции. Она, как ни странно, написана
в стилистике, близкой классике. У моей героини очень красивая лирическая тема. Я бы даже назвала это романсом. Хотя, казалось бы, Гелла агрессивна и гиперсексуальна. Но за этим совершенно другой внутренний мир. А внешний облик — лишь броня, которой она защищается. Сам мюзикл очень яркий и динамичный. И хотя аранжировки — в процессе написания, и рано говорить о стилистике в целом, но музыка мюзикла очень интересная.

— В сценографии будут использованы видеопроекции с эффектом 3D-объема?

— На сцене будут происходить фантастические вещи — в этом мюзикле современные технологии уместны как нигде, ведь в мистическом романе Булгакова много превращений и колдовства.

— У спектакля будет и какое-то безумное количество костюмов. Если быть точным — 666?

— С нами работает знаменитый венгерский художник-постановщик Ласло Кентауэр, автор художественной концепции всемирно известных мюзиклов «Бал вампиров», «Призрак оперы» и «Оливер». Костюмы шьют не в России, и репетиции отложили именно из-за примерки, которая проходила в Венгрии. Костюмов несколько у каждого персонажа. У меня их будет пять или шесть. И все они довольно сложные.


Все прекрасно помнят многосерийный фильм Владимира Бортко «Мастер и Маргарита», где главную роль исполнила заслуженная артистка России Анна Ковальчук. Одной из основных интриг мюзикла стало участие актрисы в новом проекте: авторы постановки скрыли, на какую именно роль она была приглашена.

— Вы, наверное, и сейчас не скажете, кого будете играть?

— Не скажу... Сама еще не знаю, пока выбираю. (Смеется.) Шучу, конечно. Знаю, но не скажу.

— Вы репетировали свою музыкальную партию. Как бы вы охарактеризовали особенность музыки?

— То, что я слышу, мне очень симпатично. Часто мы попадаем в магическое облако музыки, и оно в нас рождает какие-то особые чувства, ощущения и желания. Я не лукавлю и могу сказать это с уверенностью, поскольку слушаю действительно очень много музыки.

— А раньше у вас не было желания принять участие в музыкальной постановке?

— Да, у меня была такая мечта. Но я и подумать не могла, что она исполнится. Правда, пока я не знаю, как все сложится. Мы предполагаем, Бог располагает. Я обожаю такие мюзиклы, как «Нотр-Дам де Пари», «Ромео и Джульетта» — смотрела эти произведения и наслаждалась.

— Жанр мюзикла становится все популярнее и популярнее. Вас, как актрису драматического театра, это не пугает?

— Считаю, что мюзикл сейчас не вытесняет другие жанры, а заполняет свою нишу в искусстве... Просто не хотелось бы, чтобы это превратилось в «сериальное производство». Поэтому я так долго размышляла, стоит ли мне принимать в этом участие. В драматическом спектакле ты можешь выйти, «вынести коврик», начать работать своей душой, и это уже будет драматическое искусство. А в мюзикле очень много составляющих. Это сложнее в сотни раз. Например, я недавно разговаривала с артистами, которые занимаются академическим вокалом, и они мне говорили, что преклоняются перед людьми, которые поют в мюзиклах. Там нужно и говорить, и «драматически петь». Это очень сложно. Однако мюзикл не должен быть поверхностным. В этом проекте все делается очень капитально, и у всех серьезный подход.

— Почему вы сомневались, соглашаться или нет играть в мюзикле?

— Я же не вокалистка! Мне нужно дотянуться до уровня коллег — все они великолепно поют. Но это прекрасно, когда можно чему-то поучиться.

— Вы участвовали и в телевизионной версии булгаковского романа, и в театральной. Сильно отличается ваш творческий подход к этим проектам?

— Кино — это одно, а театр — это совершенно другое, тем более музыкальный. В кино я отдала много сил трагической стороне романа. В спектакле хотела бы открыть иную его грань.

— В мюзикле будет сделан акцент на любовной линии, а сатиры в постановке не предполагается?

— Не думаю... В спектакле будет и кот Бегемот, и свита Воланда, а они все безумно смешные. И Андрей Носков, наш режиссер, тяготеет все-таки к комедийному жанру. Поэтому, скорее всего, это будет и смешно, и драматично, и лирично одновременно.

— Есть какие-то особые ожидания перед премьерой?

— Хочу, чтобы в этом мюзикле все совмещалось: чтобы зритель приходил для развлечения, но уходил задумчивым; чтобы все постановки с моим участием были по-настоящему качественными и, конечно, хочу развить в себе какую-то новую грань. Вот этого мне действительно хочется.