8 мая в прокат выходит новая лента Алексея Учителя — «Восьмерка». Наверняка еще все помнят сериал «Бригада», так вот, по словам режиссера, его чет­верка — «своеобразная антибригада».

В городе N

Районные страсти и любовь в маленьком городе, борьба за сердце красавицы и мужская дружба... И все это под Новый год — картина, которая должна была бы стать альтернативой зрителю в дни зимних каникул, но волею прокатчиков пойдет на майские.

События происходят в неком городе N (кому интересны факты, то натурой послужил Кировский завод). Четыре главных героя — ребята из ОМОНа, которые не упускают возможность в свободное от работы время помахать кулаками ради справедливости (справедливости, конечно же, в их понимании), воюют с местной бандой, контролирующей жизнь города. Противостояние ужесточается, когда один из ребят влюбляется (причем взаимно) в девушку главного авторитета. Погони, перестрелки, драки лишь прелюдия к роковой развязке... В мегаполисах не часто уже встретишь на дорогах ВАЗ-2108 («восьмерку»), а вот в провинции, как и почти 15 лет назад (действие фильма происходит на пороге нового тысячелетия), они еще «водятся» в избытке. Именно название этой модели «Жигулей» стало заглавием повести Захара Прилепина, ныне сверхпопулярного писателя и политически активного деятеля.

Кадр из фильма «Восьмерка».

Предчувствие сотворчества

Повесть оказалась в руках у Алексея Учителя еще до публикации. Задолго до «Восьмерки» их встреча произошла на премии «Нацбест», когда Прилепин победил с книгой рассказов (2008). Впечатленный его талантом, режиссер подумал об экранизации, но оказалось, что права уже принадлежат другому продюсеру. Вот тогда-то они и договорились о том, что новое произведение Учитель должен будет увидеть одним из первых.

Писать сценарий по собственному произведению Прилепин не стал: процесс для автора болезненный и мучительный. На эту роль согласился известный кинодраматург Александр Миндадзе, который уже работал с Учителем над фильмом «Космос как предчувствие». Изменений по тексту было много, но время действия Учитель решил не переносить в современность, хотя и были на этот счет сомнения. Втроем они часто собирались и обсуждали возможные сценарные решения. Писатель присутствовал на пробах и помогал с выбором актеров, это было особенно важно, ведь главный герой повести — это он сам, в основе книги — его личная история.

На пресс-показе Алексей Учитель рассказал, что очень волновался, как воспримет Захар Прилепин то, что получилось, но был обрадован, когда услышал после просмотра: «Ты знаешь, так захватило, что даже говорить не хочу, это полностью мое». Кстати, в начале фильма можно будет увидеть в эпизоде и самого автора.

Кадр из фильма «Восьмерка».

Разве этот фильм актуален?

Пожалуй, этот вопрос возникнет в умах многих зрителей еще до просмотра фильма. На широкоформатных экранах последнее время мы видим в основном лощеные голливудские блокбастеры, нарядные ромкомы (понятно, что исключения есть, например, из последнего – «Нимфоманка», «Отель “Гранд Будапешт”», «Выживут только любовники» и др.), которые волей-неволей вызывают стойкое привыкание, даже в визуальном плане, а потому новое кино Учителя выглядит слишком контрастным в предлагаемом репертуаре. Но отрадно, что такое отечественное кино вообще добралось до зрителя и насчитывает 800 копий, что очень прилично. Тем не менее, как справедливо заметил Алексей Учитель, скорее всего, фильм будет интересен прежде всего в провинции. Жизнь, показанная в «Восьмерке», безлика и убога, но не лишена смысла, а герои ищут свою правду и живут настоящими страстями...

Музыкальное оформление полностью создавала группа «25/17», которая понравилась режиссеру тем, что их музыка проста и естественна — именно то, что требовалось для этой ленты.

Ну, а сам Учитель на вопрос об актуальности ответил так: «Я не собирался снимать актуальный фильм, я снимаю фильмы, которые, прежде всего, интересны мне, — истории про тех героев, которые попадают в необычные для себя ситуации... Это человеческая история со своими страстями...»