Пять шедевров великого и загадочно­го Стэнли Кубрика с 24 по 27 апреля можно будет Посмо­треть в кинотеатре «Аврора».

Кубрик и..

Одни называли его великим мастером, другие — великим тираном, Кирк Дуглас, сыграв в кубриковском «Спартаке» главную роль, и вовсе припечатал «холодным негодяем». А еще его считали параноиком — за то, что, по слухам, имел невероятное количество фобий (сам Кубрик называл это бредом, признавая, что по-настоящему боится только авиаперелетов), эротоманом (после выхода в 1962-м на экраны «Лолиты»), упрекали в пропаганде насилия. Он снял 13 фильмов, каждый из которых критика основательно «полоскала». Исключение составила, пожалуй, его последняя, снимавшаяся почти два года в обстановке полной секретности, картина «С широко закрытыми глазами», да и то, скорее всего, по причине внезапной смерти режиссера, за четыре дня до которой он закончил монтаж фильма. Впрочем, и здесь мнения критиков категорически разошлись — от «невразумительной драмы» до «последнего шедевра ХХ века».

Он 11 раз номинировался на «Оскар», получил заветную статуэтку однажды. Покинул Голливуд, поселился в Англии, в своем имении, почти не давал интервью и даже не опровергал ничего из тех глупостей, которые о нем щедро писала пресса, заявив, что это не его проблемы. Слушал музыку, читал, наблюдал, как жена гуляет в саду с собаками, порой занимался живописью. Даже на фестивали, отмечавшие его наградами «за вклад в мировой кинематограф», практически не ездил. И, вопреки собственному же заявлению о том, что «естественный, свободный человек — это человек злой, деструктивный», был любящим отцом и отчимом. Но главное — занимался тем, чем только и хотел заниматься: снимал кино, зачастую с интервалом в пять, а то и десять лет, не всегда понятное, новаторское, но неизменно притягивающее, кто-то сказал — медиативное. Спустя ровно 15 лет после ухода режиссера из жизни у нас есть прекрасная возможность прикоснуться к творческому наследию человека, которого называют одним из самых влиятельных кинематографистов ХХ века.

… Его фильмы

«2001: КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ» (1968).

Фильм, удостоенный «Оскара», принесший Кубрику мировую известность. Сценарий был написан Кубриком совместно с Артуром Кларком, величайшим фантастом XX века.

Кубрик стремился к документальной достоверности: эскизы космических кораблей, парящих во вселенских просторах, предоставили специалисты НАСА. Невероятная по масштабам драма о технике, бросающей вызов человеку (главный и по сути единственный отрицательный герой — компьютер по имени ГАЛ, лишающий астронавтов доступа к системам жизнеобеспечения), под грандиозную музыку Рихарда Штрауса критиками разных стран признана лучшим научно-фантастическим фильмом за всю историю мирового кино.

«ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА» (1987).

Лента снята по роману Густава Хэсфорда «Срочники», посвященному войне во Вьетнаме и вызвавшему большой общественный резонанс сразу же после публикации в 1979 году. Режиссер на примере судьбы 18-летнего новобранца, пацифиста по убеждениям, прошедшего великую школу унижений, размышляет не столько о военном конфликте, сколько о бесчеловечной жестокости и сознательном формировании из людей профессиональных убийц. Лента вызвала настолько противоречивые отклики, что режиссер надолго замолчал, свой следующий и, как оказалось, последний фильм снял только через 10 лет.

«СИЯНИЕ» (1980).

Фильм ужасов по роману Стивена Кинга. Главную роль сыграл Джек Николсон. «Сработав идеальную экранизацию, Кубрик вывернул кинговские идеи наизнанку. В романе «Оверлук» был типичным замком с привидениями. У Кубрика же все безумие идет изнутри, набухает в бездонных блюдцах николсоновских зрачков», — писал критик С. Ростоцкий. Фильм спровоцировал конфликт между Кубриком и Кингом, последний утверждал, что содержание книги сильно искажено. Но по мнению большинства критиков, писатель просто не смог пережить сам факт, что кино получилось более сильным и ярким, чем первооснова. «Сияние» согласно опросу маститого киноведческого британского журнала Sight & Sound, проведенного среди кинокритиков и режиссеров, признано одной из величайших картин в истории. Американская версия фильма серьезно отличается от европейской, претерпевшей значительные сокращения. В рамках ретроспективы будет показана «американская» версия, никогда не демонстрировавшаяся в России.

«ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН» (1971).

Экранизация романа Энтони Берджеса — самый коммерчески успешный фильм Кубрика. Самый сенсационный. Самый скандальный: из-за обилия сцен секса и насилия был запрещен судом Великобритании с формулировкой «зло как таковое», хотя именно про это зло, про проблемы преступности в молодежной среде и снимал свое кино Кубрик. Главную роль сыграл Малколм Макдауэлл, чей герой из давно обжитого им мира наркотиков, пошлости и жестокости попадает в тюрьму. Для того чтобы вырваться на свободу, он соглашается на страшный психологический эксперимент, в результате которого любая агрессия вызывает у него приступы физической слабости. В итоге герой пытается покончить с собой, не выдержав насилия со стороны «друзей» по заключению. Кубрик запретил выпускать фильм в британский прокат до своей смерти, чтобы не стать жертвой молодежных разборок: после премьеры режиссер получил много угроз от агрессивно настроенных зрителей.

«ДОКТОР СТРЕЙНДЖЛАВ, ИЛИ КАК Я ПЕРЕСТАЛ БОЯТЬСЯ И ПОЛЮБИЛ АТОМНУЮ БОМБУ» (1964).

Последняя черно-белая картина Кубрика, лидировавшая в американском прокате 17 недель подряд. Название явно пародирует знаменитый труд Карнеги «Как перестать волноваться и начать жить». Военная сатира, черная комедия, снятая по мотивам триллера Питера Джорджа «Красная тревога», хотя поначалу Кубрик намеревался снимать серьезный фильм, но, как метко заметил кто-то из критиков, по ходу дела решил, что человечество этого не заслуживает. Фильм рассказывает об одержимом американском генерале Джеке Д. Риппере (другой вариант перевода — Джек Потрошиллинг), который на почве антикоммунистической паранойи, без всяких приказов сверху, даже в обход президента Америки, начинает ядерную атаку на СССР... За этот гротеск Кубрик получил прозвище «красный» и ни одного «Оскара», хотя был представлен в четырех номинациях.