Взрослые часто терроризируют детей вопросом «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?»... Но для Марион Котийяр никогда не было проблемы выбора, она быстро отвечала: «Актрисой». Это было не пустым кокетством, это была осознанная перспектива. Собственно, страсть к профессии была наследственной. Отец — театральный режиссер, в постановках которого дебютировала юная Марион, мать — актриса экспериментального театра.

Вторая в истории...

Оказывается, что не только семья предопределила дело жизни — будущую актрису в раннем возрасте, лет в 9, одолела серьезная депрессия. По ее словам, она перестала понимать, для чего живет и каково ее место в этом мире. «Словно мой мозг в мгновение ока утратил присущую детям счастливую невинность. Я не могла жить в неведении, хотела получить ответы на множество вопросов, злилась и негодовала на себя и на других. У меня была прекрасная семья, любящие родители, бабушки. Но откуда-то взялась ужасная темнота, которая поселилась во мне на долгие годы. Поступление в Консерваторию драматического искусства избавило меня от этой саднящей душу печали. Когда я ее окончила, то поклялась себе: сделаю все, чтобы быть актрисой. „Все“ — это, разумеется, не значит что-то плохое или неприличное».

Начинала Котийяр с небольших ролей в сериалах и эпизодах. Отправной точкой к успеху стали съемки во французской комедии «Такси» и ее продолжениях (играла в первых трех частях) по сценарию Люка Бессона. Уже узнаваемая, но пока еще не проявившая свой драматический талант, она делает перерыв в карьере и активно участвует в организации «Гринпис». Судьбоносной стала роль в романтической истории «Влюбись в меня, если осмелишься», которая, помимо того, что укрепила популярность актрисы, еще и свела ее с партнером по фильму Гийомом Кане, впоследствии ставшим ее спутником и отцом ребенка.

Хорошие предложения продолжали поступать и к тому моменту, когда была сыграна, наверное, самая значимая на данный момент роль для французской актрисы — Эдит Пиаф, ее фильмографию составляли работы с Тимом БёртономКрупная рыба»), Жаном-Пьером ЖёнеДолгая помолвка»), Ридли СкоттомХороший год»).

В 2007 году байопик «Жизнь в розовом цвете» о французской легенде, певице Эдит Пиаф, а точнее, талант Котийяр ошеломил как критиков, так и зрителей. Она получила за лучшее исполнение роли и «Золотой глобус», и «Сезар», и награду Британской академии, и «Оскар», который вписал обладательницу в историю как вторую актрису, получившую премию за фильм на иностранном языке, которую до этого в 1962 году получала Софи Лорен за фильм «Чочара». Как потом восхищался режиссер Оливье Данн: «В Марион я нашел редкое для актрисы качество… Она, хоть и много красивее, чем Пиаф, но точно так же несет в себе зерно трагизма… Войдя в роль Пиаф, Марион словно исчезла: она не играла свою героиню, а стала ею». В одном интервью она и сама говорила, что в ней есть то, что по-французски называется fault — это что-то вроде надломленности, через которую происходит ее взаимодействие с искусством…

Женщина, которая поет и... пишет

Еще в детстве она думала, что если не сложится на актерском поприще, то станет певицей. Можно сказать, что и это сложилось. Почти во всех фильмах она хоть немного, но поет и выступает под псевдонимом Симона (имя бабушки, которая мечтала стать певицей) вместе с рок-группой друга. Котийяр очень хотела исполнить и партию Эдит Пиаф,  но в итоге оказалось слишком мало времени, чтобы научиться хорошо имитировать голос, поэтому пела Жиль Эгро. Она не считает себя профессиональным музыкантом, хотя играет на пианино и бас-гитаре, — просто музыка для нее очень важна: «Я жить без нее не могу, — говорит Котийяр, — благодаря музыке я могла в других странах испытать какие-то вещи, которые были мне недоступны из-за незнания языка. Музыка и танец охватывают все». Новый способ выразить себя актриса нашла в сочинительстве, пока пишет песни в стол, но признается, что тексты ей нравятся и рано или поздно она поделится своим творчеством. Быть может, когда-нибудь дело дойдет до сценария…

Хороший год

С 20 марта в кинотеатрах начался прокат фильма «Роковая страсть» о польской иммигрантке, пытающейся убежать от войны и устроить свою жизнь и жизнь сестры в Нью-Йорке. Костюмированная драма оказывается почти захватывающим криминальным приключением, в котором героиня Марион Котийяр становится участницей любовного треугольника. Забавное вышло знакомство у актрисы с режиссером Джеймсом Греем: ужиная в ресторане, он и Гийом Кане обсуждали новый проект, и вышел какой-то спор, в результате которого темпераментная Котийяр запустила в Грея хлеб, но… последствия известны — специально под нее и был написан сценарий «Роковой страсти».

На съемочной площадке ее ждал еще один сюрприз, который сильно впечатлил актрису, — работа с Хоакином Фениксом, которого она назвала не иначе как «зверем», и рассказывала потом, что для нее «было привилегией наблюдать, как он сражается со своим инстинктом и не желает во всем на него полагаться. Когда мы начали репетировать, он — или, точнее, его инстинкт — собирался что-то сказать. Но сдерживался… А Джеймс всегда прислушивался к его инстинкту. И я переняла эту тактику… Я чувствовала себя такой счастливой, оттого что мне довелось с ним работать. Кстати, у него отличное чувство юмора. В фильме „Она“ Хоакин сыграл просто блестяще. Все, что он делает на экране, такое…» Честно говоря, сложно не согласиться с актрисой на этот счет…

«Кровные узы» — тот самый фильм, вызвавший бурную полемику в ресторане, тоже можно будет увидеть совсем скоро — 10 апреля. Теперь Гийом Кане, исполнивший главную роль в одноименном фильме в 2008 году, уже за режиссерским пультом и представляет свое продолжение истории о противостояния двух братьев, оказавшихся по разные стороны закона. Котийяр в одном из интервью сказала, что роль в этой картине уже стала одной из любимых. Вообще, в 2013 году актрисе особенно везло с ролями женщин легкого поведения — вдобавок к двум вышеперечисленным работам она предстала в клипе на песню Дэвида Боуи, где соблазняет пастора в исполнении Гари Олдмана… Получилось очень эффектно…

Впереди у Марион Котийяр ответственные съемки в «Макбете», для которого она уже приступила к репетициям роли леди Макбет и выправляет произношение с преподавателями… Интересно, что в итоге получится…