28 ноября в российский прокат выходит картина «Грязь», снятая по мотивам провокационного и неоднозначного романа Ирвина Уэлша «Дерьмо», — чем не повод вспомнить экранизации других не менее известных произведений шотландского писателя?

Литературная карьера Уэлша началась в начале 90-х с автобиографичного романа «На игле». В его основе — дневники, которые вел писатель, когда ему было слегка за двадцать. Выросший на произведениях Достоевского и Толстого, но воспевающий идеалы потерянного поколения, Ирвин Уэлш сразу же снискал себе славу «певца химического поколения» в литературной среде за то, что значительным пластом в его произведениях является тема запрещенных препаратов.

Имя писателя и наркотики часто воспринимаются как понятия неразделимые, но его это нисколько не смущает, ибо Уэлш считает, что лишь описывает реальные факты из жизни определенной молодежной субкультуры Шотландии, которая насквозь пропитана психотропными, и не более того.

На собственной шкуре

Кадр из фильма  «На игле».

Дебютный роман писателя «На игле» о буднях эдинбургских наркоманов 80-х годов, к ряду которых в свое время был причислен и сам Уэлш, а значит о жизни этих молодых ребят знает не понаслышке. Ему потребовалось немало усилий, чтобы покончить с этой пагубной привычкой, в чем ему отчасти помогло новое хобби — писательство.

Провокационная книга, обнажающая бесцельное существование, тремя годами позже была экранизирована режиссером , а сам писатель не только одобрил режиссерскую работу оного, но еще и сам снялся в картине в роли наркодиллера. Фильм породил целое модное направление под названием «героиновый шик», которое затем было активно растиражировано в СМИ. Картина рассказывает о четырех, как кажется сначала, друзьях, живущих сегодняшним днем без планов на будущее. Каждый из них тщетно пытается завязать с наркотиками. Возможно ничего бы и не изменилось, если бы в эту историю не вмешался его величество случай. В надежде подзаработать деньжат они продают крупную партию наркотиков и договариваются разделить выручку поровну, но главный герой в исполнении делает выбор в пользу своего «светлого» будущего и скрывается со всей суммой в одиночку.

Разговор с Богом

Кадр из фильма  «Кислотный дом».

В 1994 году в свет выходит новое произведение мастера — сборник рассказов «Кислотный дом», состоящий из трех историй: «Общее дело Грэнтон Стар», «Рохля» и «Кислотный дом». В первом рассказе речь идет о неудачнике, на которого обрушивается сразу куча проблем в один «прекрасный» день: его бросает девушка, родители уже не тонко намекают, что пора ему начать самостоятельную жизнь, на работе сокращение, а в довершении всего — его задерживают и избивают полицейские. Но все меняется, когда он встречает Бога, причем в весьма странном обличии, — в образе бородатого сквернословца в костюме с сигаретой в зубах, который превращает героя в навозную муху.

Вторая новелла повествует о растяпе, который спокойно мирится с тем, что его жена откровенно наставляет ему рога. А в третьей истории наркоман под воздействием ЛСД становится свидетелем реинкарнации.

«Кислотныйм дом» был резко встречен британской общественностью из-за чрезмерного богохульства. Но тем не менее, четырьмя годами позже, когда страсти утихли, было принято решение снять по этой книге фильм. За ее экранизацию не побоялся взяться на тот момент режиссер-новичок , который в последствии прославился фильмами «Одержимость» и «Счастливое число Слевина».

Любовь по Уэлшу

Кадр из фильма «Экстази».

В 1996 году Уэлш дарит миру свое новое творение — книгу «Экстази», которая была признана лучшим произведением британской литературы за последнее десятилетие по версии газеты Sunday times. Эта книга включает в себя три страшных, а местами и забавных историй о любви и химии. Хоть это в целом не типично для творчества автора, но именно любовь движет героями в этих сюжетах. Спустя много лет, в 2011 году была сделана экранизация, правда, не всей трилогии: режиссера больше привлек последний рассказ сборника, в котором идет речь о страстной любви между тусовщиком Ллойдом, не мыслящим жизнь без экстази, и положительной героиней Хезер, которая по иронии судьбы работает в фонде против наркотиков. Противоборство интересов не мешает им без памяти влюбиться друг в друга. Ллойд уже и сам понимает, что любовь является наркотиком похлеще любого химического. Вот только сможет ли он вырваться из этого замкнутого круга, когда уже опустился практически на самое дно?

Человек «без тормозов»

Кадр из фильма «Грязь».

Следующей работой шотландского писателя становится роман «Дерьмо», который уже намного ближе и актуальней по отношению к современности — тут уже нет юных торчков, которые отрываются в клубах и на рейвах под музыку в стиле техно. Хоть эта книга и была экранизирована через 15 лет после ее написания, но она абсолютно уместна и по сей день. Главный герой Брюс Робертсон, сыгранный успешным шотландским актером, настолько деградировал как личность, что использует свой полицейский значок для потакания своим ничтожным слабостям: он напивается до беспамятства, реализует свои нездоровые сексуальные фантазии, балуется наркотиками, совращает жен своих коллег ради забавы. На протяжении всего фильма интерес зрителей будет подогревать желание узнать, как далеко в своем девиантном поведении может зайти этот человек. Хоть в фильме и присутствует большое количество противных и аморальных сцен, но все это приправлено острыми, неполиткорректными, местами даже граничащими с пошлостью, шутками и диалогами, что делает фильм ироничным и ненавязчивым, хоть в нем и идет речь о серьезном психическом расстройстве героя. отлично смотрится в роли законченного негодяя, теперь его отрицательные персонажи в фильмах «Транс» и «Добро пожаловать в капкан» меркнут перед новой работой. Его старания не остались незамеченными, критики признали его роль блестящей, а сам МакЭвой был номинирован, как лучший актер на Премию Британского независимого кино.