Лучший источник вдохновения — это литература. Многие режиссеры, потрясенные прочитанными книгами, хотят перенести их сюжеты на экран. Этот обзор посвящен некоторым современным экранизациям.

Кадр из фильма «Опасный метод»

«Опасный метод»

«Опасный метод» — первая историческая драма в длинной фильмографии канадского режиссера Дэвида Кроненберга, зато какие персонажи: основатели психоанализа Зигмунд Фрейд и Карл Юнг, а также их русская пациентка и в будущем блестящий психотерапевт Сабина Шпильрейн. Литературным источником служит пьеса «Лечение словом» Кристофера Хэмптона, не менее известного в мире кино: он и писатель, и сценарист и кинопостановщик, в 1989 году, например, был награжден «Оскаром» за адаптацию сценария «Опасных связей». В свою очередь пьеса создана по роману Джона Керра «Самый опасный метод», основанному на подлинной переписке Фрейда с Юнгом и «всплывшем» в 1977 году дневнике Шпильрейн.

Актерский костяк фильма «Опасный метод»: Вигго Мортенсен, Майкл Фассбендер, Кира Найтли, а в эпизодах появлялся Венсан Кассель. Фильм получил разные отзывы, среди них много негативных, но больше всех не повезло Найтли — критика обрушилась на нее лавиной. Вот как остро отозвался Андрей Плахов о ее работе над ролью: «Она так играет лицом, выдвигая челюсть в припадке безумия, как не удалось бы ни одному корифею доронинского МХАТа: конкурировать с ней мог бы разве что Джим Керри».

Кадр из фильма «Космополис»

«Космополис»

Еще одна премьера этого года от Кроненберга, но уже летняя, — «Космополис». Фильм снят по одноименному роману постмодерниста из Америки Дона Делило, написаному в 2003 году.

Идею снять картину подбросил режиссеру португальский продюсер Пауло Бранко, видевший в романе отличный материал для экранизации, а в Кроненберге — того человека, который сможет воплотить идею на экране. Всего за шесть дней режиссер адаптировал материал и сам удивился такой скорости, объясняя ее удивительной кинематографичностью книги и наличием в ней очень хороших диалогов, которые он сразу перенес в сценарий практически без изменений. По мнению Делилло, Кроненберг «создал фильм без каких-либо компромиссов. Сделал его очень близким к книге, но также привнес и свой художественный стиль».

В книге и фильме говорится об одном дне молодого миллиардера, который проходит путь саморазрушения. Играет его Роберт Паттинсон, к которому прочно пристал образ Эдварда Каллена из «Сумерек». А изначально эта роль была предложена Колину Фарреллу, но он не смог из-за съемок в фильме «Вспомнить все».

Это тот случай, когда прочтение книги необходимо для восприятия фильма и правильно дополняет пробелы, допущенные в картине из-за лихого монтажа Кроненберга, на который ушло всего-то два дня.

 

Кадр из фильма «Дyxless»

«ДухLess»

«Дyxless. Повесть о ненастоящем человеке» — дебютная и во многом автобиографичная книга Сергея Минаева. Издана она была в 2006 году и благодаря хорошей пиар-компании стала настоящим бестселлером, а некоторые даже сравнивали ее с «Героем нашего времени» нулевых, но это, конечно, перебор. Главный персонаж — Макс, эдакий «топор в руках судьбы», столичный прожигатель жизни, работающий топ-менеджером в крупной компании.

Экранизация сильно запоздала и поднятые темы со временем утратили актуальность, но все же картина получилась динамичной, отчасти благодаря режиссеру Роману Прыгунову, много снимающему рекламные ролики и клипы. Главную роль сыграл Данила Козловский.

В одном интервью Минаев говорит: «Я рад, что кино получилось таким, каким получилось. Я не вмешивался в процесс, не выбирал актеров, не приезжал на площадку, как это делают многие авторы. Я отпустил эту историю, поэтому она меня в итоге не разочаровала. Фильм отличается от того, что придумал я. Я тогда переживал свой личный кризис. Да и страна была другой, поэтому роман у меня получился безысходный. Сегодня многое изменилось. Изменился и я. Мне радостно, что фильм заканчивается хеппи-эндом, и я сожалею, что не додумался до него, когда писал книгу».