Долгожданный блокбастер Гэрри Росса наконец-то вышел в прокат и фанаты романов Сьюзанн Коллинз, пожалуй, останутся им довольны. С самого начала съемок режиссер публично заявил, что будет следовать букве произведения и стараться максимально точно передать дух и атмосферу тогда только набирающего популярность романа.

Кадр из фильма: Эффи Бряк (Элизабет Бэнкс) и Китнисс Эвердин (Дженнифер Лоуренс)

В 2009 году, когда продюсер Нина Джейкобсон приобрела права на экранизацию трилогии, «Игры» только начинали завоевывать массовую аудиторию. Популярность книги росла по мере того, как шла работа над фильмом. Росса сдержал обещание и не стал искать вариативности в трактовках сюжета и персонажей. Линейность повествования соответствует фабуле романа. На экране добротная кинематографическая калька словесных описаний Коллинз – места действия, Капитолия, арены для игр, психологических портретов и мотивировок героев.

Да, в общем, и сюжет романа далеко не нов как для литературы, так и для кинематоргафа. Традиционная для голливудских фильмов этого жанра постапокалиптическая эпоха (апокалипсис в данном случае — восстание дистриктов), романтический герой (героиня) в ценре повествования плюс близкий к античному сюжет (поставленная в другой контекст идея гладиаторских боев), так популярный в работах «фабрики грез» последних лет.

Впрочем, от существенного влияния античности не открещивается и сама писательница. Сьюзанн Коллинз призналась, что главным источником для создания мира, в котором живет Китнисс, послужил древнегреческий миф о Тесее и Минотавре (каждые девять лет жители покоренных Афин отправляли чудовищу живую дань – семь юношей и семь девушек, которые неизбежно погибали в Лабиринте). Дополнительным импульсом, по ее словам, послужили гораздо более поздние события – впечатления от разных войн недавнего времени, в частности, вьетнамской (в которой принимал участие отец писательницы) и кошмары криминальной хроники.

В этом смысле выбор романа для экранизации не случаен: Голливуд обратил свой взор на Античность. Активное осмысление греко-римской мифологии в жанровых рамках боевика, экшена и даже хоррора, ее технократизация в массовом кинематографе становится существенной тенденцией (например, «ГневТитанов»«Кориолан» и др.)

На Рим в период упадка здесь намекает все: от имен капитолийцев – Кориолан, Цезарь, Цинна и др., до архитектурно-пространственного решения столицы Панема. Большое значение при создании этого образа Содома будущего сыграли вызывающе яркие, но не переходящие в китч, костюмы от давней соратницы Росса Джудианы Маковски. Выполненные в другой стилистике, они напоминают зрителю о ядерной смеси современной массовой культуры и архаического сюжета в пределах фильма.

Специально для съемок фильма Дженифер Лоуренс научилась стрелять из лука

Намеренно контрастно решен визуальный план окраины государства – дистрикта под номером 12. Это царство девственно прекрасной природы, где средневековые нравы и условия жизни непонятным образом уживаются, например, со сверхсовременными летательными аппаратами. По мнению Росса, эта сторона Панема несет на себе отпечаток многих известных антиутопий – от «1984» Джорджа Оруэлла до «Истории служанки» Маргарет Этвуд.

Как бы там ни было, красивый, продуманный до мельчайших деталей мир Панема в фильме (художник-постановщик проета Филип Мессина) сделан действительно профессионально и смело.

Не менее интересую картинку дает и оператор-постановщик фильма Том Стерн («Шесть демонов Эмили Роуз», «Подмена» и т.д.). Переводя романное повествование от первого лица на язык кинематографа, авторы картины повсеместно используют «дрожащий кадр». Объясняя выбор и приемлемость именно такого решения, режиссер Росс сравнивет картину со своей предыдущей работой — «Фаворитом»: «Снимая «Фаворита», я хотел заставить зрителей поверить, что они находятся на скачках. В «Голодных играх» мне нужно заставить их ощутить, что они – в сознании Китнисс. Тебе известно столько же, сколько и ей, не больше. Ее опыт на сто процентов совпадает с твоим. Поэтому картина требовала активного задействования субъективной камеры. Все происходит очень быстро, внезапно, и камера неразрывна с Китнисс».

Сама же Китнисс прекрасно воплощена на экране . Молодая актриса отлично понимает психологию своей героини. Она проходит путь от довольно закрытой провинциальной девушки, лесной охотницы до супер-звезды и нравственного абсолюта империи. Очевидно, что создавая образ Китнисс, Лоуренс во многом отождествляла персонажа с собой, использовала свои личностные, человеческие резервы. Смелость, цельность, готовность к самопожертвованию, способность совершить нелегкий выбор – всеми этими качествами актриса щедро и выразительно наделяет свою героиню.

И именно это становится определяющим для создателей фильма. Ведь по их мнению, народ требует не только хлеба и зрелищ. Намного больше он нуждается в милосердии, отваге и любви.