Картина Рона Хауарда “Игры разума” про чокнутого гения-математика в исполнении Рассела Кроу на недавней церемонии вручения премии “Золотой глобус” победила сразу в четырех номинациях: “Лучшая драма”, “Лучший актер в драме”, “Лучшая актриса второго плана” и “Лучший сценарий”. В итоге счастливчик-австралиец взял реванш за прошлый год (тогда он претендовал на “Глобус” за роль генерала Максимуса в “Гладиаторе”), а сам фильм стал одним из главных претендентов на “Оскар”. 6 февраля «Игры разума» можно будет увидеть в Москве. В новом кинотеатре «Пять звезд» в рамках марафона «Большие кинОМаневры». Почти за два месяца до официального выхода в российский прокат! Суточный нон-стоп устраивает в кинотеатре «Пять звезд» журнал «ОМ». С 18 часов 5 февраля до 20 часов 6 февраля в пяти залах комплекса будут показаны ленты, закупленные для весеннего кинопроката – от затейливого арт-хауса до голливудских блокбастеров. «Игры разума» - ключевой фильм программы. Среди других «ключей» - «Айрис» и «Корабельные новости». В «Играх разума» Расселу Кроу досталась роль Джона Форбса Нэша-младшего. Когда-то его считали самым выдающимся математиком современности, лечили от шизофрении и награждали Нобелевской премией. Теперь о нем снимают кино. Кино американское, масштабное, патетичное, в котором не нашлось места для острых углов. Ныне Новый Свет избегает щекотливых тем, поэтому из реальной биографии смело вычеркивает и бисексуальность Нэша, и письма об инопланетянах, которые прототип исправно строчил политикам и ведущим ученым. Правда, фокус в том, что исчезновение столь интригующих подробностей с лихвой компенсируется смазливой мордашкой Кроу. Другая сенсация киномарафона – фильм «Айрис». Это тоже экранизации биографии. На этот раз знаменитой писательницы и эссеистки Айрис Мердок. Она скончалась не так давно – в 1999 году, поэтому британскую ленту можно рассматривать как своего рода эпитафию. По традиции «жизнеописательных» лент роль великой дамы (Мердок получила от королевы титул «дамы», являющийся женским аналогом «сэра») поделена между двумя актрисами – звездой «Титаника» Кейт Уинслет и королевой Елизаветой из «Влюбленного Шекспира» Джуди Денч. Кейт играет молодую Айрис и впервые появляется в кадре полностью обнаженной, а Джуди довольствуется ролью Айрис-старухи, страдающей болезнью Альцгеймера и завещавшей свой мозг для научных исследований. «Корабельные новости» - еще один фильм-подарок - новая работа Лассе Хальстрома («Шоколад», «Правила виноделов»). Снова грубая реальность сталкивается с воздушной мечтой. Итогом столкновения становится история журналиста Куойла, которой после смерти своей жены в автокатастрофе возьмется за работу по написанию корабельных новостей в местную газету… Кейвин Спейси, Джулианна Мур, Кейт Бланшетт и снова блистательная Джуди Денч - фильм достоин внимания уже благодаря своему поистине звездному актерскому составу. Дополнительный вес придает ему участие в конкурсе нынешнего Берлинского кинофестиваля. Там он будет показан 11 февраля. У нас - 5-го. Обгоним Европу на целую неделю! «Игры разума», «Айрис», «Корабельные новости» – киноманские радости, картины для одержимых, тех, кто думает только о том, как видеть раньше других. Другие же, не столь ортодоксальные зрители, могут спокойно дожидаться весны, когда все три ленты выйдут в широкий прокат, а пока уделить внимание десятку фестивальных картин. Эти фильмы в основном уже были у нас показаны. «Палата для офицеров», «Без удержу», «Детская игра» – на декабрьской Неделе французского кино. «Бо-Ба-Бу», «Яма», «Подарок судьбы», «И твою маму тоже», «Малхолланд драйв» - на январских «Ликах любви». Теперь кто тогда не успел (или не попал?!), имеет второй шанс. Шанс посмотреть на «человека без лица» в драме Франсуа Дюперона «Палата для офицеров», на впервые в жизни напившегося деревенского пацана в «Без удержу» Дамьена Одуля или одержимых дьяволом детишек из французского ужастика Лорана Тюэля «Детская игра» с чрезвычайно модным сейчас в Европе актером Шарлем Берлингом. Кино несколько скучноватое и порой неоправданно жестокое, но оно достаточно точно передает настроения тех, кто родом из Европы и не собирается безоговорочно подчиняться голливудскому канону. Впрочем, этому канону не шибко следуют даже родные американцы, такие, как, например, Дэвид Линч с его новым фильмом «Малхолланд драйв». Неслучайно именно он поделил приз за лучшую режиссуру во французских Каннах-2001 с братьями Коэнами. Картина снята в лучших традициях «Твин Пикса». О ярких природных красках и вполне реальных улыбках, с бухты-барахты проступивших в «Простой истории», пришло время забыть. Линч в очередной раз приготовил нам острый коктейль из странностей, гадостей и неразрешимых загадок. Умопомрачительно красивые женщины, прикованные к инвалидному креслу карлики. Красная комната, бархатный занавес, труп на кушетке… Все это мы уже видели у Линча. Но не в «Малхолланд драйве». Другое название, другое кино. А повторы?! Придется с ними смириться, как с фирменной биркой на очередной паре джинс.