Любители театра время от времени заводят разговоры о кризисе современной сцены. Что кажется особенно странным, когда наступает время вручения ежегодной премии для молодых деятелей театра — «Прорыв». Эта премия в очередной раз доказала — в Петербурге есть молодые таланты, способные создавать настоящий театр.

Торжественная пятая церемония награждения «Прорыва» состоялась 10 февраля на Большой сцене Молодежного театра на Фонтанке. Поскольку премии исполнилось уже пять лет, режиссер церемонии Екатерина Гороховская оформила ее в стиле детского утренника, где, кроме мягких игрушек, смешных рисунков и цветных воздушных шариков, зрителям показали диафильм по сказке Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Ведущие праздничного мероприятия заслуженный артист России и Екатерина Гороховская соперничали в остроумии: Екатерина, предварявшая каждую номинацию цитатами из книги по психологии детского развития в пятилетнем возрасте, шутливо перебивала Александра, который беспрерывно жаловался на то, что ему-то так и не вручили заветную премию... Впрочем, прежде чем сообщить о лауреатах, не лишним будет напомнить, что же такое «Прорыв».

Не старше 35...

Как поясняют организаторы «Прорыва», эта премия должна заметить и отметить лучшие театральные работы молодых деятелей театра в Петербурге. Возраст, кстати, — единственный ограничительный критерий при подаче заявки: номинант должен быть не старше 35 лет. Из сотни присланных для конкурса работ (именно такое количество заявок было отсмотрено жюри в течение последнего года) отбирают не больше десятка. Главное, что должно присутствовать в работе (не важно, что это – художественное оформление спектакля или роль второго плана), – новаторство и нетривиальность в творческом подходе. Всего премия насчитывает шесть номинаций: «Лучший молодой режиссер», «Лучшая молодая актриса», «Лучший молодой актер», «Лучший молодой исполнитель второго плана», «Лучший молодой художник» и «Лучший молодой менеджер». Последняя номинация особенно ценна, поскольку в современном информационном пространстве многие талантливые, творческие люди, не имея способностей к пиару, просто теряются в безбрежном океане глянцевых бессодержательных картинок.

Именно поэтому так называемый менеджер (читай: администратор, организатор, пиарщик) остро необходим театру сегодняшнего дня. В этом году на звание «Лучшего менеджера» были выдвинуты Евгения Латонина (за проведение II «Такого фестиваля») и Александр Вайнштейн с Александром Кондратенко (за создание и развитие творческого пространства «Скороход»). Последним премия и была вручена.

Фото: Мария Углова.

Роковой алкоголизм...

Надо сразу оговориться, что большая часть постановок была выдвинута на премию в разных номинациях. Так, «Этюд-Театр» (небольшой театр, созданный выпускниками мастерской В. М. Фильштинского) был представлен в рамках премии «Прорыв» сразу двумя постановками – спектаклями «Кеды» (режиссер — Алексей Забегин ) и «Демоны» (режиссер — Семен Серзин). «Демоны» были выдвинуты на премию аж в четырех номинациях.

Эта постановка по одноименной пьесе драматурга Натальи Ворожбит рассказывает о беспросветном существовании человека (жизнью это трудно назвать) в украинском захолустье. Самогон, драки и нищета — порочный круг, в котором заперты персонажи. Естественно, что и сценография (художник спектакля София Матвеева была номинирована на звание «Лучшего молодого художника»), в которой использовано множество больших пластиковых бутылей, наполненных самогоном, создает художественный образ рока. А точнее, невозможности избавиться от алкогольной зависимости.

Этот любопытный спектакль, несмотря на множество номинаций, выиграл всего одну статуэтку «Прорыва» — Анна Донченко получила звание «Лучшего молодого исполнителя роли второго плана».

Фото: архив «Этюд-Театра».

И все-таки сострадание

А вот спектакль «Кеды», в отличие от «Демонов», был номинирован только в одной категории —«Лучший молодой актер» (Филипп Дьячков), которую он и получил. Действительно, эта роль и спектакль в целом заслуживают внимания: пьеса драматурга Любови Стрижак — одна из немногих, повествующих о новом поколении, поколении 90-х. Ее герой Гриша — 26-летний парень без работы, стремлений, принципов, со страхом перед любой ответственностью и с внятным осознанием того, что миру от него ничего не нужно, как и ему, впрочем, от мира. Круг его интересов заканчивается желанием купить новые кеды, но это отнюдь не шопоголизм, а единственный решительный шаг, на который он действительно способен.

Но, несмотря на тотальный «пофигизм», он остается человеком искренним и незлым, которому столь же искренне сострадаешь. Несмотря на минимализм в художественных приемах, спектакль поднимает злободневные темы и оставляет ощущение глотка свежего воздуха среди бесконечного множества постановок на темы абстрактные, отстраненные и «вечные».

Фото: Виктор Васильев

Дом – умный, но кукольный

В номинации «Лучший молодой художник» было выдвинуто только два спектакля: уже упомянутые «Демоны» и «Кукольный дом» (по одноименной пьесе Генрика Ибсена) московского режиссера Юрия Квятковского в театре «Приют комедианта». По решению жюри премия была вручена Полине Бахтиной, оформившей «Кукольный дом». На сцене она создала стильный ультрасовременный мир, в котором дом похож на комфортабельную и стерильную космическую станцию, где все приходит в движение от нажатия одной кнопки. Благодаря такому художественному решению сценографии, как бы несовременная история Норы, живущей в «кукольном доме» своего мужа, преломляется в призме будущего, что добавляет смысловой подтекст.

Хорошо быть молодым

Наконец, спектакль «Платонов. Живя главной жизнью» Дениса Хусниярова (Лаборатория «ON.Театр») получил оставшиеся две премии — «Лучший молодой режиссер» и «Лучшая молодая актриса» (Мария Зимина). В этой постановке режиссер, выстраивая сценический текст на основе рассказов и писем Андрея Платонова, мастерски создает в каждой мизансцене портреты людей, судьбы которых по-настоящему драматичны.

Специальным призом жюри был награжден Евгений Перевалов за роль в спектакле «Москва–Петушки» (театр «Мастерская»).Фото: Дарья Пичугина.

Также на церемонии был присужден специальный внеконкурсный приз молодым актерам МДТ – Театра Европы и за работу в спектакле «Коварство и любовь». Почетные премии «За поддержку молодых талантов» были присуждены режиссерам и педагогам и . Последний, кстати, на торжественной церемонии заметил, что в Москве не хватает именно таких премий, как «Прорыв».