В первом месяце весны Театр им. В.Ф. Комиссаржевской покажет премьеру авантюрной комедии в 2-х действиях «Тюркаре» по пьесе Алена-Рене Лесажа, режиссер — лауреат Гос. Премии России .

Vashdosug.ru рассказывает о премьере, драматурге и режиссере.

Режиссер спектакля Игорь Коняев

Комедия «Тюркаре», написанная Лесажем в 1709 году, — история о том, как «плут плута переплутовал». Комедия, разоблачающая откупщиков, от расположения которых зависела не только французская знать, но и сам король. Постановщикам пьесы пришлось преодолеть огромные препятствия, прежде чем она появилась на подмостках «Комедии Франсез».

Перед ничтожным и глупым Тюркаре, бывшим слугой, сумевшим нечистыми путями добиться положения влиятельного финансиста, одинаково заискивают и буржуа, и знатные аристократы. Но они же и разоряют его. Здесь все - бессовестные мошенники, одержимые ненасытной жаждой обогащения. Слуга Фронтен, один из важных персонажей комедии, также получает свою долю «прибыли» от банкротства Тюркаре. Но его цель – не нажива, а возможность жениться на бедной девушке. Тем не менее, не всякая цель оправдывает средства…

Об авторе

Ален Рене Лесаж (Lesage, 1668–1747) — французский писатель, представитель раннего Просвещения. Лесаж родился в провинции, в семье нотариуса. Учился в парижском университете, где получил философское и юридическое образование. Первая публикация Лесажа — вольный перевод 42 эротич. писем греческого писателя Аристенета (ок. V в.) под названием «Галантные письма Аристенета» (1695). Большое воздействие оказало на Лесажа искусство Испании, особенно театр Лопе де Вега и Кальдерона.

Сначала он переводит испанских драматургов для театра Комеди Франсез (сб. «Испанский театр», 1700), а затем и сам обращается к театру, следуя традициям Скаррона и Мольера («Криспен, соперник своего господина», 1707). Его лучшая комедия — «Тюркаре» («Turcaret», 1709). Выведенный в ней образ Тюркаре — выходца из лакеев, нажившего обманом огромные деньги, ничтожества и глупца, вес которому придают его богатства, — стал нарицательным. Вокруг этой пьесы, поставленной в театре Комеди Франсез, разразился настоящий скандал: откупщики и банкиры увидели в Тюркаре свой сатирический портрет. Драматургу пришлось уйти в Ярмарочный театр.

За 20 лет работы в нем Лесаж написал свыше сотни комических опер, пародий, пантомим. В 1707 г. появляется его первый роман «Хромой бес», в котором использован сюжет плутовского романа испанского писателя XVII века Гевары «Хромой бес». Вершина творчества Лесажа — роман «Похождения Жиль Бласа из Сантильяны» (1715–1735). Действие его снова разворачивается в Испании. В первых двух частях выходец из низов общества Жиль Блас проходит через низшие и средние общественные слои, уже здесь плутовской роман (как первоисточник замысла) превращается в один из первых образцов просветительского «романа развращения», который развивался параллельно просветительскому же «роману воспитания». Две другие части еще более укрупняют замысел, формируется просветительский социальный роман. «Жиль Блас» оказал глубокое воздействие на просветителей (Дидро, Филдинга и др.).

Другие произведения Лесажа: вольный перевод из Л. Боярдо «Новый перевод Влюбленного Роланда» (1717); роман «Похождения Роберта Шевалье, прозванного Бошеном, капитана флибустьеров в Новой Франции» (1732); повесть «День Парок» (1735); сборник писем «Найденный чемодан» (1740); мемуары «Забавная смесь» (1743); и др.

Пьеса и ее первая постановка

Франция сыграла в общей социально – политической и культурной жизни Западной Европы едва ли не главенствующую роль. Как пишется в исторических источниках, «Во время великой революции она разгромила феодализм и основала чистое господство буржуазии с такой классической ясностью, как ни одна другая европейская страна». Идея революции не пришла сразу. Она вызревала постепенно. В самом начале 18 века критика феодализма достаточно резко прозвучала в комедии Лесажа «Тюркаре» (1709), а через 9 лет - в трагедии Вольтера «Эдип» с лозунгом «Счастье короля – служить своему народу».

Итак, самым известным произведением Лесажа стала сатирическая комедия «Тюркаре» («Turcaret», 1709). В ней высмеяны паразитизм знати и грабительство буржуазии, а также выведен образ всесильного откупщика-финансиста, который стал популярным во французском театре XVIII ст. (Данкур, П.К. де Мариво, Вольтер). Бывший лакей, ловкий Тюркаре, стал миллионером, обманывая, разоряя других. В комедии показано, как он сам становится жертвой: его возлюбленная баронесса обкрадывает Тюркаре, которую в свою очередь, обманывает и грабит ее любовник — кавалер. Течению этой жизни поддается слуга Фронтен: «Мы общипываем искусительницу, искусительница разоряет дельца, делец грабит других». Именно Фронтен, еще более ловкий и осмотрительный, чем грубый и легковерный Тюркаре, идет на смену тогдашним хозяевам жизни: «Теперь царство Тюркаре окончено и начинается наше!».

Вокруг пьесы еще до ее постановки развернулась борьба. Откупщики, банкиры, купцы, боясь общественного мнения, предлагали Лесажу 100 тысяч франков, чтобы он отказался от постановки. Но пьеса была поставлена в «Комеди Франсез». После полемики вокруг «Тюркаре», возмущенный Лесаж отказался сотрудничать с «Комеди Франсез» и перешел в Ярмарочный театр.

О режиссере

Игорь Коняев, лауреат Государственной премии РФ. Родился в г. Тырныаузе Кабардино-Балкарской АССР, в 1985 г. закончил ЛГИТМИК им. Н. К. Черкасова (класс з.д.и. Я. С. Хамармера). После службы в армии с 1987 по 1989 гг. работал артистом во вновь образованных театрах-студиях города Ленинграда. В 1996 окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (режиссёрский факультет по классу н.а. России Л.А.Додина). За время учебы участвовал в создании и был актёром в спектаклях «Gaudeamus» и «Claustrofobia».

С 1995 по 2004 — ассистент режиссёра в студии Малого Драматического театра. За это время как режиссёр — ассистент работал над спектаклем «Пьеса без названия» по пьесе А.П.Чехова. (Спектакль–лауреат Национальной театральной премией «Золотая маска» 1998 г). За годы работы в МДТ – Театре Европы поставил на Камерной сцене спектакли «Квартира Коломбины» по пьесе Л. Петрушевской и У. Шекспира (1999 год) и «Ресторанчик... Ресторанчик...» по произведениям русских и советских поэтов, писателей и композиторов (1999 год). На основной сцене театра поставил спектакли «Московский хор» Л. Петрушевской («Золотой софит» – 2002 год, «Золотая маска» – 2003 год), «Блажь» А.Островского, П.Невежина (2004). В 2003 году за спектакль «Московский хор» Игорь Коняев награжден Государственной премией РФ. С 2008 г. – режиссер Театра им. В.Ф. Комиссаржевской, здесь поставил спектакли «Живой товар» по произведениям А.Чехова, «Доходное место» по пьесе А.Островского, «Эрос» по пьесе П.Когоута.

В августе 2010 года Игорь Коняев занял пост главного режиссёра Рижского русского театра им.Михаила Чехова.