Планируете в выходные дни вырваться в «Северную столицу»? Или живете в Петербурге и давно откладывали культурный досуг на праздничные дни? Час настает. Мы обошли все значимые выставки Петербурга и рассказываем только о четырех из них — о тех, которые может быть очень обидно пропустить.

4 МЕСТО: ИЛЬЯ РЕПИН, К 175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Где: Корпус Бенуа Русского Музея (Набережная канала Грибоедова, 2)
Когда: с 3 октября 2019 по 9 марта 2020
Стоимость: 500 рублей (для взрослых) и 200 рублей (для школьников и учащихся средних специальных учебных заведений (старше 16 лет), студентов и пенсионеров, ветеранов и инвалидов боевых действий).

Режим работы в праздники:
31 декабря 2019 и 1 января 2020 музей закрыт. В остальные праздничные дни работает в обычном режиме: вторник — выходной; понедельник — с 10:00 до 20:00; четверг — с 13:00 до 21:00; среда, пятница, суббота и воскресенье — с 10:00 до 18:00.

Сколько времени уйдет на осмотр:
Не менее 30 минут — на очень беглый, около 2 часов — на основательный.

Зачем идти?

Интересный контекст
Петербургская выставка от московской отличается несильно, добавилась пара работ, но зато сам корпус Бенуа — значительно уютнее Третьяковки и ставит акценты на совсем иных работах. Так, картина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», которая в любом другом месте не важна и легко затяралась бы среди более знаменитых полотен, здесь — чуть ли не главная. Именно с покупки этой картины император Александр III впервые публично заявил о намерении создать музей национального искусства — тот самый Русский музей, где проходит выставка.

Хиты и картина, которой нет
Выставка располагает тем, что старается сдуть с Репина налёт идеологической и хрестоматийной пыли. Начинается осмотр с дипломной работы «Воскрешение», где художник изобразил личную трагедию — смерть сестры. А прямо напротив остроумно размещён «Воздушный поцелуй» — первая картина, которую художник продал, и деньги от продажи пустил на создание диплома. Дальше выставка устроена хронологически: парижский период с «Садко», русский — с «Бурлаками», украинский — с «Запорожцами». Из хитов нет только испорченной вандалом «Иван Грозный убивает своего сына», но и тут нашли выход — разместили этюды. Картины как бы нет, но она есть.

Неожиданный Репин
Помимо «попсы» обращают на себя внимание карандашные зарисовки Петербурга, декоративные росписи тарелок, скульптурные бюсты и даже личные вещи из родных «Пенат» — имения художника. Но больше всего впечатляет последний зал выставки — работы того периода, когда Репин стал идеологически неугоден и эмигрировал. Тут и «Большевик», отбирающий краюху хлеба у ребёнка, и портрет Керенского, который было велено уничтожить, но который чудом спасли работники музея. Получилась поучительная история о заигрывании художника с властью, которое неизбежно окажется поражением — либо идеология, либо правда. Кураторы правильно обратили внимание, что последняя выставка Репина была более 20 лет назад. Выросло целое поколение, считающее его скучным реалистом. Не сказать, что выставка это ощущение вырубает на корню, но почву для сомнений даёт.

Полезно:

3 МЕСТО: ЖИВОПИСЬ АДРИАНА ГЕНИ «Я ОБРАТИЛ СВОЕ ЛИЦО…» 

Где: Главный штаб Эрмитажа (Дворцовая площадь, 6/8)
Когда: с 21 ноября 2019 по 8 марта 2020 
Стоимость: 400 рублей (взрослые граждане России, придется предъявить паспорт) и бесплатно (дети дошкольного и школьного возраста, учащиеся образовательных учреждений, студенты (вне зависимости от гражданства), пенсионеры РФ).

Режим работы в праздники:
1 января 2020 музей закрыт. В остальные выходные дни работает в обычном режиме: понедельник — выходной; вторник, четверг, суббота и воскресенье — с 10:30 до 18:00; среда и пятница — с 10:30 до 21:00.

Сколько времени уйдет на осмотр:
10 минут — на очень беглый, и около 40 минут — на основательный.

Зачем идти?

Адриан Гени — действующая звезда европейского художественного мира. Его работы продаются с ведущих аукционов за сотни фунтов. Выставка в Эрмитаже преподносит не самые актуальные его произведения, но зато видны и прошлое социалистической Румынии (родины художника), и свойственная ему диктаторская тематика, и диалоги с наследием старых мастеров. В частности, на открытии выставки Гени признался, что в детстве у него дома был каталог из Эрмитажа, и он в молодости часто брал как сюжеты, так и цветовые палитры для своих работ именно из него. Часть из «вдохновленных» каталогом Эрмитажа картин теперь можно увидеть непосредственно в Эрмитаже, что изящно замыкает водоворот художественного вдохновения в природе. К слову, выставка отлично оформлена: огромные больнично-белые пространства ангарного типа подходят кричащим и болезненным полотнам Гени очень хорошо. Плюсом также является то, что об этой выставке знают немногие, поэтому просторные залы чарующе пусты. Работ представлено всего 12, но залипнуть в них можно почти на час.

Полезно:

  • По этому же билету вы можете пройти в главное здание Эрмитажа и посмотреть еще одну выставку, которая расположилась в нашем рейтинге на втором месте.

2 МЕСТО: САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ, «МАДОННА ДЕЛЛА ЛОДЖИА», ИЗ ГАЛЕРЕЙ УФФИЦИ, ФЛОРЕНЦИЯ 

Где: Зал Леонардо, Эрмитаж (Дворцовая площадь, 2)
Когда: с 17 ноября 2019 по 16 февраля 2020
Стоимость: 400 рублей (взрослые граждане России, придется предъявить паспорт) и бесплатно (дети дошкольного и школьного возраста, учащиеся образовательных учреждений, студенты (вне зависимости от гражданства), пенсионеры РФ).

Режим работы в праздники:
1 января 2020 музей закрыт. В остальные выходные дни работает в обычном режиме: понедельник — выходной; вторник, четверг, суббота и воскресенье — с 10:30 до 18:00; среда и пятница — с 10:30 до 21:00

Сколько времени уйдет на осмотр:
10 минут — на очень беглый, и около 40 минут — на основательный.

Зачем идти?

Эта выставка организована в одном из лучших форматов — «Выставка одной картины». Такой подход приучает не относиться к осмотру произведений искусства в музее как к списку дел, которые нужно выполнить, чего бы это не стоило, а провести время наедине с одним шедевром, в интимном диалоге с ним. Правда, как правило, на выставках в таком формате центральный шедевр дополняют другими работами, которые вдохновляли художника или связаны с ним контекстом. В случае с Мадонной Боттичелли, по соседству расположили икону «Богоматерь с младенцем Элеуса» из собрания Русского музея. Обе работы написаны на один библейский сюжет «Умиления». Обе созданы в одно время. Но насколько они разные: византийская — строгая, типичная maniera greca. У Боттичелли — чувственная, типичная maniera latina. Всего две картины, а перед вами два пути, по которым шло развитие живописи. 

«Мадонна делла Лоджиа» приехала из Флоренции, но прежде, чем попала в Эрмитаж, ее провезли по всей России от Владивостока. Примечательно и то, что две работы Боттичелли в собрании Эрмитажа были и раньше — это Святые Иероним и Доминик. Их можно увидеть в соседнем зале, если вам покажется, что одной картины вам мало. Ценность Мадонны от этого марш-броска только возрастет. Ведь наконец в России можно увидеть написанную рукой Боттичелли женщину. На всю жизнь художник останется певцом именно женской красоты, паладином Мадонны – белокурой, печальной, с большими грустными глазами.

Полезно:

  • По этому же билету вы можете обойти весь Эрмитаж и даже сходить в Главный штаб, чтобы увидеть живопись Адриана Гени, которая расположилась в нашем рейтинге на третьем месте.

1 МЕСТО: ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ДЕЙНЕКА / САМОХВАЛОВ»

Где: Манеж (Исаакиевская площадь, 1)
Когда: с 18 ноября 2019 по 19 января 2020
Стоимость: 300 рублей (для взрослых), 150 рублей (для студентов любых стран), 100 рублей (для пенсионеров РФ, учащихся средних и средне-специальных учебных заведений).

Режим работы в праздники:
31 декабря 2019 с 11:00 до 18:00; 1 января 2020 — музей закрыт. В остальные дни работает в обычном режиме: среда — с 11:00 до 21:00; понедельник, вторник, четверг, пятница, суббота и воскресенье — с 11:00 до 20:00.

Сколько времени уйдет на осмотр:
45 минут — на очень беглый и не менее 2 часов — на основательный.

Зачем идти?

Куратор Семен Михайловский меняет в России представление о том, как должна выглядеть современная выставка. В первую очередь он со всей страны собрал около 300 работ двух гигантов советской живописи, двух Александров — Дейнеки и Самохвалова. Оба — выходцы из провинции: Дейнека — из Курска, Самохвалов — из Бежецка. Оба приехали учиться в столичные города в переломное для страны время, оба оказались обласканными советской властью. Однако Михайловский выносит на первый план конфликт. Ему важно, что Дейнека работал в Москве, а Самохвалов — в Ленинграде, «в городах, противостоящих друг другу в разных сферах: в искусстве и в спорте». Так, несмотря на тематическую и стилистическую близость, выставка устроена именно как противостояние двух художников. Борьба получается, как в хороших боевиках — сначала кажется, что безоговорочно побеждает Дейнека, но постепенно Самохвалов берет верх.

Вторым грамотным решением куратора стало приглашение к оформлению пространства Антона Горланова. Едва купив билет, вы сразу проходите под внушительными трибунами, где под стилизованный, медитативный звук люди сидят и смотрят кадры хроники советского спорта. Картины Дейнеки обозначены литерой Д, Самохвалов — С. Даже издалека можно без ошибочно определить, где кто. Учитывая, в насколько прямолинейной манере работали художники, выставка устроена также подчеркнуто прямолинейно: на первом этаже две зоны — «Спорт» и «Труд», где объединены работы обоих художников по этим темам. На втором этаже — «Война» и «Мир». Игра с пространством накладывает свои, дополнительные смыслы — война буквально держится на «спорте», пока «мир» зиждется на труде. В боковых крыльях собраны работы художников по темам «Тело / дети» и «Герои», где «певцы идеологии» наконец обращают свой взор на индивидуальность. Пожалуй это и есть самое ценное в выставке — возможность увидеть отдельного человека в ликующей толпе, индивидуальность на арене идеологии.

Полезно:

  • Выставку долго не замечали, многие откладывали визит, поэтому стоит приготовиться, что в праздники все опомнятся и устроят внушительную очередь на вход.
  • К выставке выпущен информативный и отлично сверстанный и отпечатаный альбом, которым вам, вероятно, очень захочется обладать. Его цена — 3000₽, которые можно предусмотрительно приготовить (банковские карты принимают).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: