16 августа на территории проекта «Петровский Арсенал» состоится первый международный фестиваль «Experimental Voice», в котором на глазах у зрителей пройдут уникальные выступления битбокс и а'cappella артистов: Jukebox Trio, DedooX, AntZ, Audiofeels (Польша) и хедлайнера фестиваля — мультиинструменталиста из Великобритании MC Xander'а.

Поскольку фестиваль проводится у нас впервые и аналогов ему в России еще не было, редакция VashDosug.ru поспешила разузнать подробности у самих участников «Experimental Voice».

Музыканты поделились с нами тем, что представят на мероприятии и рассказали о битбоксе/а'cappella в целом.

— Фестиваль «Experimental Voice» проводится у нас впервые. Как вы считаете, сможет ли это мероприятие заинтересовать широкую аудиторию и если да, то чем?

Jukebox Trio: Такого рода фестивали всегда вызывают большой интерес у общественности. Мы думаем, что это связано, прежде всего, с популярностью битбокса, как «инструмента без инструмента». Особенно приятно, что подобные фестивали привлекают внимание музыкально подкованной аудитории.

Дима Дедух (DedooX): Фестиваль, в принципе, проводится впервые. Он однозначно заинтересует большую аудиторию хотя бы потому, что каждый из музыкантов очень ярок сам по себе. Некоторых участников зрители знают давно, а некоторых откроют для себя впервые. Артисты в очередной раз докажут, что а'cappella — это лишь средство исполнения музыки, а не жанр. Думаю, будет как минимум неожиданно.

Audiofeels: На наш взгляд, музыка а'cappella — очень изысканный стиль, которым достаточно непросто заинтересовать широкую аудиторию слушателей. В основном на фестивале соберется «знающая» публика, а также те, кому интересно, «как это делается».

— Чем удивите и что представите зрителям на фестивале?

Jukebox Trio: Удивим тем, что начнем концерт на 3 часа раньше и посмотрим сколько народу соберем (смеется).

Дима Дедух (DedooX): Слушателя, который уже знаком с нашим творчеством, мы удивим своими новыми песнями, а те, кто нас еще не знает, думаю, в принципе, удивятся. Не буду скрывать, иногда мы сами себя сильно удивляем!

Audiofeels: Мы представим композиции собственного сочинения и каверы на таких артистов, как Sting, RHCP или The White Stripes. Там не будет никаких сюрпризов... или будет? Приходите и вы сами все увидите!

— За последнее время интерес к битбоксу/а'cappella значительно вырос. Как считаете, почему это стало привлекать так много внимания?

Jukebox Trio: Битбокс набирает обороты прежде всего из-за бешеной популярности хип-хоп культуры на просторах нашей Родины. А где хип-хоп, там и битбокс. Дешевле драм-машины не найдешь: берешь ручку, блокнот и пошел тексты сочинять.

Дима Дедух (DedooX): Скорее всего, это связано с тем, что открывает новые грани возможностей человека. Может быть даже интересно с научной точки зрения. Битбокс также активно развивается, благодаря разработкам всяческих вокальных примочек для обработки звука — это значительно расширяет горизонт для творческого поиска и позволяет раскрыть всю полноту звука. Интерес этот растет повсеместно. Российский слушатель в данном случае не отстает. Мы же в свою очередь создаем ему почву для наблюдений.

Audiofeels: Мы считаем, что интерес к битбоксу и а'cappella возрос в связи с массовым участием подобных коллективов в развлекательных телешоу. До них многие думали, что а'cappella пригодна только лишь для хоров и классической музыки. Теперь же люди убедились, что вокал может быть использован иначе — в современном ключе.

— Отличается ли чем-нибудь битбокс/а'cappella в вашей стране от того, что делают иностранцы? К примеру, по сравнению с тем же MC Xander.

Jukebox Trio: Техника зарубежных битбоксеров не особо отличается от нашей, так как сейчас есть прекрасная возможность научиться чему-нибудь у одного битбоксера, позаимствовать что-нибудь у другого, подтырить звучков у третьего, сделать поправку на свой собственный речевой аппарат, и вот ты уже родоначальник нового стиля (смеется).

Дима Дедух (DedooX): Не думаю, скорее так: и битбокс, и a'cappella делятся на олдскул и contemporary a'cappella. Для сравнения, представьте группу, в которой: барабанщик, бас-гитара, клавиши, соло-гитара и солист. Это привычная картинка, не правда ли? Так вот, в таком составе можно играть рок, поп, фанк, блюз, джаз и т.д. С современной вокальной музыкой также. Мы, к примеру, отдаем предпочтение D'n'B, funk, disco, pop. В Скандинавских странах поют с отзвуками к ABBA и Лорди, в западной Европе очень развит олдскул, и там любят классику, а Дания с Голландией — clubmix, trip-hop. Большинство прогрессивных а'cappella групп работают над своим собственным стилем и авторским материалом. Удивляют уже не тем, что голосами перепели песню, а мэссэджем и содержанием.

Audiofeels: В Польше ситуация с битбоксом точно такая же, как и с а'cappella. Это ниша музыкального жанра. И несмотря на то, что здесь есть несколько отличных битбоксеров, например Zgas, Blady Kris или Crashu, мы пока не выступаем на большой сцене...

— Кстати, что думаете о хедлайнере мероприятия MC Xander?

Jukebox Trio: Xander безусловно крут!

Дима Дедух (DedooX): Он крут! Он настоящий музыкант, своего рода мультиинструменталист. Его нельзя назвать битбоксером, он владеет техникой битбокс, как одним из своих инструментов.

Audiofeels: Он является единственным в своем роде. Думаю, что оценивать его, как битбоксера — это недоразумение. Он великий музыкант и композитор, в дополнение, умеющий классно битбоксить.

На британской битбокс-сцене есть множество отличных артистов как MC Xander — например, Beardyman или Джейми Лиделл. Все они делают хорошую музыку и потрясающие живые выступления.

— Чтобы петь а'cappella и битбоксить, обязательно ли человеку обладать идеальным слухом и чувством ритма?

Jukebox Trio: Чтобы петь а'cappella и битбоксить, человеку нужно обладать и чувством ритма, и желательно минимальным слухом. Но оба эти качества можно приобрести со временем. Метроном, усидчивость, диктофон, работа над ошибками! Главное желание, а остальное приложится.

Дима Дедух (DedooX): Если на профессиональном уровне, то однозначно — да. Но и это не самое важное. На мой взгляд, самое главное — это чувствовать музыку. Можно иметь небольшие пробелы в теории, но если ты ощущаешь грув, то ты музыкант. И это касается не только а'cappella.

Audiofeels: Чувство ритма просто необходимо для пения и битбокса, а вот насчет идеального слуха — не так важно. Зато это даст вам возможность не допускать ошибок в правильном исполнении нот.

— Что повлияло на ваш выбор исполнять а'cappella/битбокс?

Jukebox Trio: Да в общем не было никакого выбора между «с инструментами или без них». Просто все началось ради шутки, смеха ради. Спели раз, спели два, бах — фестиваль, оппа — первое место, тыц — альбом, и так далее...

Дима Дедух (DedooX): Это не выбор, это как раз некий симбиоз. Мы используем обе техники в своем творчестве. А почему мы вообще стали этим заниматься? Потому что это круто. Когда мы вместе, мы можем так зажечь, что мало не покажется! Ведь наша музыка всегда с нами.

Audiofeels: В случае с нашей группой — это результат обучения и детской активности. Многие из нас закончили музыкальные школы, в которых в основном мы обучались теории и игре на одном конкретном музыкальном инструменте. Вместе с тем, каждый из нас пел кто где: школьные хоры, мальчиковые хоры и в конце концов академический. Там мы и познакомились. Думаю, что это и повлияло на нас, ведь хоры — являются традицией нашего города.

Еще на нас повлиял университет имени Adam Mickiewicz и дирижер Jacek Sykulski, известный в а'cappella кругах Петербурга. Он вечно давил на нас, заставляя импровизировать и придумывать новые вещи — все это делалось для того, чтобы в хоре каждый из нас был самостоятельной единицей. Это дало нам мечту создать мужскую а'cappella команду, такую, как Take six, Naturally 7 и другие.

— Как вы создаете свою музыку?

Jukebox Trio: В Jukebox trio каждый является автором в той или иной степени: кто-нибудь из нас принесет идею на репетицию, после чего мы начинаем развивать ее. В результате получается песня.

Дима Дедух (DedooX): Лично у меня, чаще всего спонтанно, рождается в голове какой-то небольшой музыкальный мотив, который постоянно вертится, и я всячески про себя пытаюсь его аранжировать. Точнее, я просто слышу то, как это должно звучать. Потом записываю ее в программку, получается «рыба». Типа демка для размышления. Далее вместе с группой мы разбираем ее, пробуем спеть, и только после этого записываем ноты. Каждый из участников вносит в композицию что-то свое, и она оживает. Все в нашей команде приносят свои черновики. Все пишут. И у нас есть внутригрупповые творческие союзы.

Audiofeels: Все зависит от того, какую песню мы делаем: кавер или песню собственного сочинения. Если кавер, то все начинается с идеи, являющейся результатом наших обсуждений. Иногда идея для кавера появляется у кого-то одного, собственно он то и принимает непосредственное участие в его создании, а остальные, как правило, соглашаются с ней и помогают воплотить ее в реальность.

Если говорить о песнях собственного сочинения, то их обычно пишет один человек — участник нашей команды (все наши песни были написаны нами). Работа над созданием оригинальной композиции, как и над кавером, проходит так: сначала пишется музыкальное сопровождение, иногда тот, кто работает над музыкой, прямо на своем рабочем месте делает запись голоса — это то, как он представляет композицию, после чего начинается период репетиций для разучивания трека. Сначала мы репетируем без микрофонов в сопровождении клавиш, которые позволяют нам четко улавливать недочеты группы и вовремя исправлять друг друга. Все это происходит на низком темпе, и лишь тогда, когда мы достигаем желаемого результата, мы ускоряемся и берем в руки микрофоны, добавляя различные эффекты, реверберации и прочее.

— Долго ли нужно работать над собой, чтобы достичь таких же результатов, как и вы? А как учились этому вы?

Jukebox Trio: Сначала вообще не понимаешь, что и как надо делать. В этот момент очень важно понять, что конкретных правил нет, делай все, что хочешь и чем самобытнее все это будет, тем четче будут черты твоего собственного лица.

Дима Дедух (DedooX): Думаю, не в работе и времени дело. А в команде, единстве и стремлении, подготовке и смелости. А развиваться нужно постоянно. Как говорится: не бойся совершенства, тебе его не достичь никогда. И это должно быть в удовольствие!

Audiofeels: Мне кажется, что прошло около двух лет, прежде чем Audiofeels зазвучали так, как нам нравится. До этого мы находились в поисках общего звука и жанра: практиковали, импровизировали и иногда выдавали странные звуки. Мы вообще делали много странных вещей — звуки, песни и из этого всего мы выбирали только лучшее. И думаю, что делая так, мы были правы!

Ну и, конечно же, мы наблюдали за лучшими представителями в данной области.