С 30 октября по 6 ноября в Большом и Малом залах Филармонии проходит IV Международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира».

«Модильяни-квартет»

Фестиваль, учрежденный Филармоническим обществом Петербурга, чуть ли не единственный в нашем городе ориентирован на камерную музыку. Которая в отечественном музыкальном пространстве пользуется все меньшей популярностью у широкой публики, тем самым, снижая и качество камерного музицирования в целом: профессиональный музыкант не писатель, играть «в стол» не умеет, его работе нужен выход на сцену. В результате, огромный массив прекрасной музыки «выпадает» из репертуаров концертных залов или исполняется совсем уж дилетантски, а каким-то чудом ориентированные на серьезную ансамблевую работу молодые музыканты уезжают на Запад, где камерная музыка остается любимой и востребованной публикой. С чем это связано, с нашей ли любовью к масштабности, по принципу «чем больше — тем лучше», когда зрителю подавай симфонический оркестр с чем-нибудь вроде гигантских брукнеровских симфоний, а не квартет, сосредоточенно и камерно играющий Гайдна, или с тем, что камерную музыку нужно поддерживать на государственном уровне, чтобы она выживала? Как бы там ни было, собственных камерных ансамблей звездного уровня, за редким исключением вроде квартета Бородина, у нас практически не осталось.

Чем и обусловлена афиша фестиваля в этом году. Из восьми концертов только один в чистом виде принадлежит русской и даже петербургской музыкальной школе — это концерт Дмитрия Еремина и Инги Дзекцер. Оба музыканта выпускники петербургской консерватории, в которой теперь и преподают — специальную виолончель и камерный ансамбль соответственно. Их дуэт это разовый проект, однако профессионализм обоих позволяет предположить высокое качество концерта. Все остальные концерты представляют западную музыкальную культуру, что, безусловно, льет бальзам на душу слушателям, соскучившимся по хорошим камерным исполнителям, но и отражает печальное положение оных в наши странные времена.

Эталонные и, обычно, самые любимые представители камерной музыкальной культуры струнные квартеты в этом году представлены двумя замечательными европейскими ансамблями. 3 ноября состоится концерт французского Модильяни-квартета, созданного молодыми музыкантами десять лет назад и уже снискавшего несколько престижных европейских наград за свои записи и концерты. Все четверо играют на прекрасных старинных итальянских инструментах, отлично понимают друг друга и обладают тем качеством ансамблевой сыгранности, которая вырабатывается долгими годами совместной спокойной работы. В программе вечера квартеты Гайдна, Бетховена и Дебюсси.

«Гуго Вольф-квартет»

Второй — венский Гуго Вольф-квартет, который выступит 5 ноября, на поколение старше и именитее и является сегодня одним из самых известных и авторитетных квартетов в Европе. Многие современные сочинения в их репертуаре написаны специально для этого ансамбля, в том числе и некоторые джазовые композиции. При этом, в программе петербургского концерта самый прекрасный струнный квартет всех времен и народов — «Смерть и девушка» Шуберта, а также квартет Гайдна и лирическая сюита Альбана Берга.

Еще один дуэт в афише фестиваля — французско-израильский: Макс Зорин (скрипка) и Рената Гутман (фортепиано) представят классическую программу с вкраплениями современной израильской музыки. Знаменитое пражское фортепианное Гварнери-трио, уже четверть века стабильно и одним и тем же составом радующее свою публику классической западноевропейской и чешской музыкой, отмечает свой впечатляющий юбилей гастролями по всему миру, а также записями на ВВС, Radio France и других ведущих европейских радиостанциях и звукозаписывающих фирмах. В их исполнении прозвучат фортепианные трио Бетховена, Мендельсона, Дворжака и малоизвестного немецкого барочного композитора Джона Фишера.

«Ферруччо Бузони»

Итальянскую музыкальную культуру на фестивале представляет Новый камерный оркестр из Триеста «Ферруччо Бузони» под управлением скрипача Массимо Белли, сына основателя оркестра Альдо Белли. Оркестр существует вот уже скоро полвека и с видимым удовольствием и вкусом продолжает исполнять как классическую, так и современную музыку с упором на произведения итальянских композиторов. Сочетание гармоничной, солнечной, в первую очередь красивой музыки и этой сугубо итальянской манеры получать удовольствие от любого жизненного процесса — от пищи до игры на музыкальных инструментах — дают какой-то освежающий эффект в нашем северном и уже вполне промозглом городе. Программа вечера составлена из сочинений Боккерини, Паганини, Баццини, Пуччини и Верди.

По традиции, в афише фестиваля есть и концерты в стиле «кроссовер» — комическое музыкальное шоу «Игудесман и Джу», что-то вроде эстрадного вечера музыкантов-пародистов, уже полюбившихся нашей публике по прошлым фестивалям, а также концерт вокального английского ансамбля «The King’s Singers», великолепного качества певцов самого широкого репертуара, от старой английской и европейской музыки до почти эстрадных выступлений с пародиями на классическую музыку. Программа их выступления в этот раз составлена из американских песен, от спиричуэлса до джазовых тем и песен из мюзиклов.