С марта по май Благотворительный Фонд CEC Artslink во второй раз проведет Фестиваль традиционной американской музыки.

Он охватит девять российских городов, включая Санкт-Петербург и Москву. В рамках второго фестиваля концерты пройдут в девяти российских городах. В Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Калининграде, Челябинске, Тольятти, Кирове и Ульяновске прозвучат акустический блюз, конхунто, а также вестерн-свинг, винтаж-кантри, блюграсс, свинг-стандарт и традиционная скрипичная музыка в техасском стиле.

Группа  «The Quebe Sisters Band»

Каждый из выступающих на фестивале коллективов — «Los Texmaniacs», «The Quebe Sisters Band» и трио «Modern Blues Masters» — настоящее национальное достояние США. Их вклад в американскую и мировую культуру фольклорной музыки высоко оценивается как строгими критиками, так и миллионами слушателей во всем мире. Все коллективы, участвующие в фестивале, были отобраны специалистами Folklife Center при Библиотеке Конгресса США. По традиции Фестиваля выступления этих музыкантов в России — абсолютная премьера.

Второй год подряд Фестиваль традиционной американской музыки знакомит публику с самыми яркими и неизвестными ей примерами традиционной музыки США, стирая границы между двумя столь непохожими культурами в удивительно искреннем музыкальном диалоге. Об этом в преддверии фестиваля Vashdosug.ru и поговорил с директором Благотворительного Фонда CEC Artslink — Сюзан Катц.

Сюзан, можете рассказать, как возникла идея этого фестиваля?

Проект был совместной идеей американского Посольства в Москве и Фольклорного центра Библиотеки Конгресса. Они решили представить американскую традиционную музыку в России. Им казалось, что люди в России мало знают об американской традиционной музыке, хотели познакомить российского зрителя с нашей музыкой во всем ее разнообразии. Для них также было важно представить эти концерты в разных городах России, не только в Москве и Петербурге.

Вы справедливо заметили, что о традиционной американской музыке широкому кругу слушателей в России не много известно. А что именно понимается организаторами под традиционной американской музыкой?

На самом деле я сама, до того, как начала заниматься проектом, тоже мало знала об американской традиционной музыке. (Смеется). А она очень разнообразна. Но есть нечто общее, что объединяет разные направления музыкальной культуры в Америке. Например, в прошлом году приезжала группа из Луизианы — «Balfa Toujours». Они поют на старом французском языке и их музыка базируется на творчестве французов, которые когда-то переехали в Канаду и Луизиану. Потомки переселенцев через 100-200 лети  создали музыку, которая уже была смесью африканской музыки и карибской со словами из старого французского языка, который сильно отличается от французского сегодняшнего.

В то же самое время у нас было музыкальное направление госпел. Это религиозные песнопения, связанные с африканской музыкой, которую создавали рабы, которые приезжали из Африки в Америку.

В этом году у нас будет представлен другой сектор музыки. Приедут две группы из Техаса, непохожие друг на друга. Это «The Quebe Sisters Band», музыканты которой играют на скрипках неклассическую музыку. То есть это скрипичные композиции, представляющие собой смесь свинга и вестерна, очень живая музыка, под которую можно танцевать. В мае приезжает группа «Los Texmaniacs». Предки музыкантов родом из Мексики, что очень повлияло на их музыку. Они играют и на аккордеоне, и на двенадцатиструнной гитаре. Это тоже живая музыка, но она очень отличается от музыки «The Quebe Sisters Band».

В этом году в фестивале участвует группа, стиль музыки который, я думаю, знаком всем. Я имею ввиду блюз. Музыканты трио «Modern Blues Masters» в первый раз играют вместе, все они интересные и известные музыканты, и представляют, как мне кажется, разные направления блюза в Америке и из разных ее частей. Один с северо-востока, где блюз не играют, поэтому, мне кажется, у него получается более современный стиль, другие, думаю, более традиционны.

А кто занимался отбором групп и каковы были критерии отбора?

Мы работаем с куратором из Фольклорного центра Библиотеки Конгресса США. Там есть отдел, который занимается именно традиционной американской музыкой, представители которого работают со специалистами по музыке каждого региона. И каждый год они организовывают свой фестиваль, на который приглашают интересные группы.Подчас эти группы играют музыку, которая в Америке тоже не очень известна. Фольклорный центр хочет сохранить, поддержать эти традиции и в Америке, и во всем мире. Здесь делают записи концертов, пишут исследования по американской традиционной музыке. Мы работаем с ними, чтобы отбирать группы, которые нам было бы интересно представить в России.

А эти группы популярны в Америке?

Конечно, вы не услышите их музыку на MTV, но среди людей, которые интересуются американской традиционной музыкой, они популярны, и в регионах их хорошо знают. Техасская музыка, например... Популярна ли она в Нью-Йорке? Думаю, нет. С другой стороны, «The Quebe Sisters Band» играли в очень известных залах. А «Los Texmaniacs» даже выиграли премию Грэмми. Поэтому в своем жанре они очень популярны и известны.

Россия и США — такие разные страны, но все-таки что-то общее у нас есть. Как вам кажется, музыкальный фестиваль помогает понять и найти это «общее»?

Думаю, что да. В прошлом году мы не знали, какие придут зрители, понравится им эта музыка, или нет. Это было особенно важно, когда приезжали первые группы. Да и для них было важно, чтобы люди, например, танцевали на концертах. Мы сначала подумали: «ну нет, никто танцевать не будет». И концерты проходили в больших залах, в Филармонии, к примеру, где танцевать не принято и невозможно. Но, все равно, когда музыканты заиграли, они пригласили аудиторию потанцевать. И, к нашему удивлению, люди приняли их предложение! Эти выступления, действительно, уникальный и важный процесс обмена между нашими культурами. Мы чувствуем, что удивляем публику и искренне радуемся, когда, пусть и редко, но все же удается создавать тонкие связи между людьми на сцене и людьми в зале.