Берлин: три эпохи одного города

Берлин: три эпохи одного города Берлин: три эпохи одного города
В избранное
Оценка редакции
Даты проведения 28 октября 2011 — 24 декабря 2011

Моя оценка

Описание Программа Фотографии Видео Отзывы

Кинопроект «FilmForum Тур» продолжает знакомить зрителей с главными шедеврами немецкого кинематографа.

Осенняя сессия-2011 пройдет с октября по декабрь и будет посвящена теме города в немецком кино. В программе – фильмы, в которых город не просто выступает декорацией и фоном для происходящих в кадре событий, а полноправным участником и героем картины.

Кинематографическая столица Германии – город Берлин. Помимо истории, описанной в учебниках, он имеет еще как минимум одну историю, запечатленную на пленке: режиссеры-самоучки начали прибывать сюда, когда кинематограф как вид искусства только делал свои первые шаги. Старейшая немецкая киностудия Бабельсберг, которая открылась под Берлином в начале прошлого века, всего на два года младше Голливуда. Однако, в отличие от Парижа, Вены, Нью-Йорка или Лондона, Берлин за почти столетие существования на экране так и не обзавелся собственным амплуа. Виной всему – его бурное прошлое. На протяжении XX века город беднел и богател, разрушался и восстанавливался, делился на Запад и Восток и вновь соединялся в единое целое. «Берлин – это город, приговоренный к тому, чтобы вечно становиться, и никогда – быть», – писал архитектурный критик и публицист Карл Шеффлер.

Все это привело к тому, что изменениям подвергался не только внешний вид города – менялись и его киномаски. Количеству экранных образов Берлина может позавидовать любая из киностолиц. Он был индустриальным гигантом, наукоградом, символом военного могущества, современными Помпеями, городом разбитых сердец, убежищем падших ангелов, воротами в капитализм и коммунизм одновременно.

Осенняя программа «FilmForum Тур» носит название «Берлин: три эпохи одного города». В кинопроекта будут представлены три программы, которые познакомят зрителя с тремя экранными образами немецкой столицы.

Каждый кинопоказ в рамках программы сопровождается лекцией известного киноведа или кинокритика и последующей дискуссией со зрителями. Фильмы демонстрируются на немецком языке с русскими субтитрами.

Вход свободный

Часть 1. Берлин, которого больше нет

В этом блоке представлены черно-белые немые фильмы, сохранившие атмосферу и дыхание мегаполиса, еще не разрушенного войной и не разделенного стеной. Документальная картина Вальтера Руттмана «Берлин. Симфония большого города» (1927) – это сутки из жизни немецкой столицы 20-х годов прошлого века, фильм, из которого можно узнать все о том, как и чем жили горожане того времени.

Музыкальное сопровождение:

Сергей Чирков – аккордеон

Дмитрий Власик – ударные

Алексей Сысоев – электроника

Николай Хруст – электроника

«Люди в воскресенье» (1930) – наполовину документальная, наполовину игровая лента, снятая четверкой начинающих режиссеров, позже сделавших блестящую карьеру в Голливуде (в числе создателей фильма — классики и ). Это камерная история об уикенде, проведенном на берегу озера Ваннзее четверкой молодых столичных оболтусов.

Илья Утехин – антрополог, историк культуры, доцент факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, автор программы семинаров «Визуальная антропология» в «Порядке слов».

 

Часть 2. Берлинская стена и ее падение

Невозможно обойти вниманием самый тяжелый для Берлина исторический период – те годы, когда город был разделен на Западную и Восточную части. Тема ноябрьского блока кинопоказов – «Берлинская стена и ее падение».

Герои представленных фильмов – люди, которые по разным причинам «пропустили» это важное историческое событие и теперь вынуждены приспосабливаться к новой реальности. Зрители увидят одну из самых успешных лент в истории немецкого кино – трагикомедию Вольфганга Беккера «Гудбай, Ленин!» (2003), получившую номинацию на премию «Золотой глобус», а также ее чуть менее известного предшественника — драму Ханнеса Штера «Берлин – это в Германии» (2001).

Ксения Реутова – кинокритик, ведущая рубрики «Кино» журнала «Ваш досуг» в Петербурге. Сотрудничала с порталами «Film.ru», «Газета.ру» и «Взгляд». Работала в Кинокомиссии Гамбурга и земли Шлезвиг-Гольштейн.

Часть 3. Берлин: новое время

Третья часть посвящена современному Берлину – городу, который меняется с космической скоростью на глазах у всей Европы. Откроет декабрьскую серию документальный фильм «В Берлине» (2009), снятый легендарным немецким оператором Михаэлем Бальхаусом, работавшим с Райнером Вернером Фассбиндером и Мартином Скорсезе, и его коллегой Чиро Каппеллари. Выбрав два десятка персонажей, среди которых есть и знаменитости – например, бургомистр города Клаус Воверайт и гитарист группы Einstürzende Neubauten Александр Хаке, авторы картины пытаются понять, чем притягивает людей со всего мира немецкая столица XXI века и какое у нее будущее.

Завершит программу трагикомедия Андреаса Дрезена «Лето на балконе» (2005). Это тоже история о современном Берлине, но в отличие от Бальхауса Дрезен, выходец из ГДР, смотрит на любимый город не с высоты птичьего полета, а с маленького балкончика в районе Пренцлауэр-Берг. Его Берлин – это не мегаполис с амбициями, а просто место, в котором приятно жить.

Никита Елисеев – писатель, критик и литературовед. Библиограф в Российской национальной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина, заведует отделом культуры в журнале «Эксперт Северо-Запад», член Союза писателей Санкт-Петербурга, академик Академии русской современной словесности.

Отправить другу

Отзывы о «Берлин: три эпохи одного города»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Новые и лучшие фильмы в прокате

Режиссер, который создает игрушечные миры и возвращает взрослым веру в детство.

Зачем нарисованных персонажей заменяют известными актерами.

Как Кубрик использовал композитора в своих целях.

Еще одна загадка от братьев Вачовски

От «Тайной жизни» до «Северного ветра»: самые эстетичные ленты последних лет.

Российский режиссер и директор кинотеатра «Мир искусства» — о воспитании зрителя, фестивалях во Франции и шедеврах кинематографа.

Добрые, живые и трогательные анимационные картины.

Работы последних лет, пропитанные стилем старого кино.

Якутский режиссер — о протестах против иммигрантов, будущем русского кино и о новом фильме «Нелегал».

От «Реки» до «Кочегара» — что стоит посмотреть, чтобы понять Балабанова.

Перевод интервью 1979 года — о старости, феминизме и «Городе женщин».

Кинопродюсер Эл Радди — о сделках с мафией, съемках в психбольнице и работе с Марио Пьюзо.