Чем ближе 87-я церемония вручения премии «Оскар», которая в этом году пройдет 22 февраля, тем больше кинокритики, деятели кино и простые зрители теряются в догадаках, спорят и соревнуются в прогнозах.

В этом году, пожалуй, нет явного фаворита, который обречен на успех в многочисленных номинациях. Тем интереснее будет грядущее киносражение, тем непредсказуемее его исход. В обсуждение шансов на получение «Оскара» в номинации «Лучший фильм» подключились даже аналитики английской букмекерской конторы William Hill. По их мнению, победит фильм Ричарда Линклейтера «Отрочество». Съемки этой картины начались в 2002 году и продолжались 11 лет. Это удивительно тонкий психологический фильм, рассказывающий историю взросления самого обыкновенного ребенка, вроде бы ничем не примечательного среднестатистического американца. Но как великолепно эта история рассказана! Вроде бы никаких особо ярких, захватывающих событий в этом фильме не происходит: ни перестрелок, ни захвата заложников, ни даже семейных драк на бытовой почве. О Боже, ни одного спецэффекта! И невозможно оторвать глаз от экрана… Мастерство режиссера действительно потрясает. Поэтому награда 64-го Берлинского фестиваля за лучшую режиссуру была абсолютно заслуженной. Стоит отметить также игру замечательных актеров Итана Хоука и Патрисии Аркетт и не менее убедительную игру молодых дебютантов.

По мнению букмекеров, конкуренцию «Отрочеству» может составить новый фильм Уэса Андерсона «Отель „Гранд Будапешт“», ранее удостоенный Гран-при жюри Берлинского фестиваля. Такое количество суперзвезд редко можно увидеть в одной компании: Рейф Файнс, Эдриен Броуди, Уиллем Дефо, Эдвард Нортон, Леа Сейду, Тильда Суинтон, Харви Кейтель, Билл Мюррей. Но главное достоинство фильма, как ни парадоксально, состоит совсем в другом — в поражающей воображение оригинальности повествования. История, составляющая основу сюжета, как и в «Отрочестве», стара как мир. Однако Уэс Андерсон — совершенно нетипичный американский режиссер. Его фильмы настолько свободны от голливудских штампов, что просмотр любой его картины — как глоток свежего воздуха. «Отель „Гранд Будапешт“», как и предыдущие картины мастера («Королевство полной луны», «Академия Рашмор»), удивляет, прежде всего, неповторимой интонацией, по мановению волшебной палочки превращающей обыденность в волшебство.

Пожалуй, одной из сенсаций стало попадание в оскаровские номинанты фильма Дамьена Шазеля «Одержимость». Картина получила очень высокие оценки и восторженные рецензии международной кинопрессы. Плюс Гран-при престижного фестиваля «Сандэнс». Казалось бы, логично, что фильм претендует на высшую кинематографическую премию. И все же малобюджетным картинам редко удается прорваться сквозь сито оскаровского отбора и на равных конкурировать с многомиллионными блокбастерами. Музыкальной драме Дамьена Шазеля это удалось. Вряд ли картина будет удостоена главного приза, но уже сам факт попадания в номинации — огромный успех. Любителям музыки — смотреть обязательно! На контрасте с вышеперечисленными неординарными произведениями искусства на премию «Оскар» претендует фильм великого Клинта Иствуда «Американский снайпер». С одной стороны, картина сделана просто блистательно. Не придерешься! Сцены антитеррористической операции американских войск в Ираке сняты динамично, главный герой обаятелен и харизматичен. Дуэт актеров Брэдли Купера и Сиены Миллер профессионально безупречен. Финал картины непредсказуем. Казалось бы, мечта киномана? Но, увы, фильму Клинта Иствуда не хватает того искрящегося полета фантазии, который присутствует в трех вышеназванных картинах. «Американский снайпер» — ти-
пичный образец высококлассной голливудской продукции. И не более того…

Конечно, не стоит сбрасывать со счетов фильм «Бердмен» (удостоенный главного приза Венецианского фестиваля) Алехандро Гонсалеса Иньярриту с целой россыпью голливудских звезд, таких как Майкл Китон, Эмма Стоун, Наоми Уоттс, Эдвард Нортон… В лучших сценах фильма режиссера, оператора и актеров посетило подлинное вдохновение. Непрерывно движущаяся камера фиксирует удивительно тонкие психологические нюансы. И все это с легкостью и юмором, достойным вершин комедийного жанра.

Больше всего, конечно, в этом году нас интересует номинация «Лучший фильм на иностранном языке». После долгого перерыва на «Оскар» претендует российский фильм «Левиафан», снятый Андреем Звягинцевым. Каким бы в итоге ни было решение Американской киноакадемии, сам факт выдвижения фильма на самую престижную премию в мировом кино привлек внимание всего мира к острым социальным проблемам, волнующим не только россиян, но и зрителей других стран, тепло принимающих фильм Андрея Звягинцева. У «Левиафана» весьма и весьма серьезные соперники. Прежде всего, это фильм польского режиссера Павла Павликовского «Ида» — изысканная черно-белая картина, недавно удостоенная высшей премии Европейской киноакадемии. Фильм затрагивает тему холокоста, но отнюдь не спекулирует на этой ужасной трагедии. Режиссер создает мощное художественное полотно, перекликающееся с великими фильмами классиков кинематографа, таких как Тарковский и Бергман.

Еще один вероятный претендент на премию — эстонский фильм «Мандарины», снятый грузинским режиссером Зазой Урушадзе. Главную роль исполнил популярный эстонский актер Лембит Ульфсак. Фильм рассказывает об одном, казалось бы, совсем незначительном эпизоде грузино-абхазской войны 1992 года. Но в этой камерной истории, сыгранной всего несколькими актерами, продемонстрирована вся бессмысленность войны, весь ее абсурд. Как жаль, что регламент не позволяет наградить «Оскаром» сразу и «Левиафана», и «Иду», и «Мандарины»! Все три картины этого заслуживают. И, на мой взгляд, они уже победили.