В субботу, 27 сентября, завершился XXIV Фестиваль документального кино «Послание к человеку».

Помимо звездных, но крайне скромных при ближайшем рассмотрении гостей, таких как Абделатиф Кешиш (режиссер нашумевшего фильма «Жизнь Адель»), Билл Плимптон (аниматор, известный широкой российской публике по заставкам телеканала MTV в лучшие годы) и Томас Остермайер (немецкий театральный режиссер, дебютировавший с документальной картиной «Гамлет в Палестине») фестиваль посетил министр культуры Владимир Мединский. После комплиментов оргкомитету и обещаний уделить большее внимание следущему фестивалю со стороны министерства по залу прокатился смешок: «Неужели закроют?». Тем временем, главный приз Национального конкурса было решено вручить полнометражному фильму Светланы Стрельниковой (род. 1981) «Кардиополитика», эдакой русской документальной версии «Адвоката дьявола». Это история о пермском враче-кардиохирурге Сергее Суханове, поставленном перед непростой дилеммой — новый оснащенный кардиоцентр взамен на функции доверенного лица в президентской предвыборной гонке.

Гран-при «Золотой Кентавр» за лучший фильм в Международном конкурсе присужден шведскому автору Линде Вестрик (род. 1972) за картину «Лес танцующих духов». Режиссер, а по совместительству сценарист, продюсер и оператор, прожила несколько лет с людьми из племени Ака из джунглей бассеина реки Конго, наблюдая за их традиционной жизнью и борьбой с компанией по вырубке леса. Приз Международного конкурса экспериментальных фильмов жюри разделило между двумя короткометражными картинами: корейской антиутопией «Образцовая деревня» Хайюн Квон (род. 1981) и английской «Вонти» режиссера Лор Пруво (род. 1978).

Жюри также вручило «Кентавра» картине «Ленинлэнд» Аскольда Курова (род. 1974). В рамках спецпроекта фестиваля этот фильм был показан заключенным СИЗО № 1 «Кресты». Спецпроект, существующий третий год, ставит своей целью доставить «кинопослание» тем, кто более всего нуждается в переосмыслении ценностей и смене жизненных приоритетов. Тем более странным показался выбор «Ленинленда», картины, несомненно заслуживающей всяких похвал, но, судя по реакции зрителей, воспринятой с легким недоумением. Cюрреалистичность изображения — не осознанный прием автора, а скорее сама фактура материала. Это запредельно гремучая смесь марксистско-ленинистских мифологем, советского оккультизма, православия 2.0 и нью-эйдж эзотерики, которые транслируют хранители музея Ленина в Горках. Глядя на эти типажи, достойные пелевинского пера, сложно поверить в отсутствие инсценировки подобного театра абсурда русской действительности.

Надо сказать, что инсценировке как приему была посвящена сквозная тема фестиваля. «Мокументари», прием постдокументального кинематографа, где приставка mock в переводе означает насмешку, стала устоявшимся авторским ходом: постановка мимикрирует под действительность.

Зрителей заново познакомили с ретроспективой Гуалтьеро Якопетти, отца-основателя шокирующего жанра «мондо», и разухабистым «Зелигом», детищем Вуди Аллена в соавторстве с нью-йоркскими интеллектуалами 80-х. В свое время подобные приемы переосмысления самой идеи документальности стали необходимыми. Это стало ответом на процессы, происходившие преимущественно в средствах массовой информации, где срежиссированное действо манипулятивно выдавалось за правду. Известный словенский философ Славой Жижек трагедию 11 сентября называл полностью срежисcированной для того, чтобы она была снята на камеру. Авторское кино не могло пройти мимо таких деформаций и отреагировало появлением псевдодокументалистики.

В этом жанре успешно работает Ульрих Зайдль, представленный на фестивале картиной «В подвале». Здесь австрийский режиссер доводит до экстаза приемы, уверенно отработанные в «Собачьей жаре» или «Животной любви», а главное в трилогии «Рай», выстраивая композиции еще более нарочито уравновешенные и стерильно вычищенные от деталей и вскрывая припудренные нарывы повседневности. Псевдодокументалистика в свое время явилась откровением в виде уже ставшей культовой «Розетты» (гран-при Каннского фестиваля 1999 г.) братьев Жан-Пьера и Люка Дарденн. Нынешний фестиваль неслучайно открывался их картиной «Два дня, одна ночь». Но, примерно так же, как изжил себя в свое время манифест Триера и Винтерберга «Догма 95», фильм делает разворот от псевдодокументалистики на 180 градусов, и оказывается немного нудной игровой цитатной картиной с масскультовой актрисой в главной роли.

Альтернативой такому печальному финалу зрителю заново предлагается идея новой искренности в виде обращения к старым мифам: это и гран-при Международного конкурса, о котором говорилось раньше, и фильм закрытия «Соль земли» Вима Вендерса о документальном фотографе Себастьяно Сальгадо, примерно на ту же тему. Напрашивается вывод, что начавшийся в 90-х процесс дедокументации оказался более сложным, чем предполагалось, и требует возврата к самым истокам.