12 июня на экраны выходит картина Ильмара Раага «Я не вернусь». В создании фильма принимали участие Россия, Эстония, Финляндия и Беларусь. Но в большей степени, конечно же, Эстония, ведь режиссер Рааг — эстонец. Кстати, его фильм «Класс» получил более 20 призов и был выдвинут от Эстонии на «Оскар» в категории «лучший зарубежный фильм». А в его ленте «Эстонка в Париже» снялась сама… Жанна Моро.

Лидер общественного мнения

А в этом году Рааг был удостоен титула «Лидер общественного мнения-2013» и традиционно прилагаемой к нему статуэтки выдающегося эстонского деятеля Йоханна Вольдемара Яннсена, которую газета Postimees вручает людям, чья
роль в эстонской журналистике и обществе в целом сравнима с достижениями самого Яннсена. Руководитель отдела мнений Postimees Неэме Корв считает Ильмара Раага «замечательным мыслителем, реагирующим на злободневные темы, и блестящим эссеистом, который уже давно достоин этого титула». И добавляет, что «хорошим примером является серия из четырех статей, которая вышла из-под его пера прошлой осенью, где он попытался ответить на самые болезненные вопросы, касающиеся картины мира эстонца».

Учиться, учиться и учиться

Вообще, в свои сорок шесть лет Рааг сделал очень много: работал корреспондентом газет «Голос народа» и «Эстонская дневная газета» в Париже, ведущим программы «Фрик» на эстонском телеканале, на радио «Куку», в 2001 — 2005 гг. — руководителем отдела Эстонского телевидения, а затем и директором телеканала. У него отличное образование: окончил Тартусский университет по специальности «История искусства», учился киноведению в Париже в школах «Saint Denis» и «La Sorbonne Nouvelle», в американском университете Огайо, где получил магистерскую степень. Проходил практику ни много ни мало на студии Columbia Pictures в отделе разработки сценариев.

Важнейшее из искусств

В фильмографии Раага — семь картин, в том числе пародия на боевик «Убийство в Тарту» и документально-игровой фильм «Август 1991», но, наверное, пока самой важной работой режиссера остается фильм «Класс». Как отмечали критики, тогда, в 2007-м, «Класс» мог стать настоящей сенсацией проката, но неумение прокатчиков работать с арт-хаусом привело к тому, что картина стала сетевым хитом, а когда прокатчики спустя три года «проснулись», фильм собрал в залах слишком мало зрителей. Заметим, что «Класс» появился на три года раньше сериала Гай Германики, поднимающего те же проблемы, что и фильм Ильмара Раага, предлагая жесткую и радикальную картину школьной жизни. Боюсь, появись в нашем прокате «Керту» Раага (2013), ленту могла бы постигнуть та же судьба, что и «Класс», а между тем в Эстонии «Керту» в первую неделю проката обогнала даже «Гравитацию» и стала самой популярной эстонской лентой года. На кинофестивале в Любеке «Керту» завоевал приз зрительских симпатий.

Актуальное кино

Раага уже называют новым Бергманом за глубокое понимание психологии человека. Вот забавно: со времен великого шведа в школе ничего не изменилось. В одной из книг Ингмара Бергмана есть следующее размышление: «Класс был как бы миниатюрным отражением предвоенного общества: тупость, равнодушие, оппортунизм, подхалимаж, чванство
с робкими всплесками бунта, идеализм и любопытство». В центре фильма Раага «Эстонка в Париже» — тема эмиграции, чрезвычайно болезненная для многих стран, в том числе и для Эстонии. Вот что рассказал режиссер в интервью эстонской журналистке Елене Скульской: «Обе героини фильма покинули Эстонию, но сделали они это не по политическим соображениям. Конечно, они хотели лучшей жизни, большего заработка. Они обе покинули родину по культурным соображениям. В этом отношении я нашел их определенное сходство с теми, кто покинул Эстонию в 30-е годы, и с современной молодежью, которая уезжает в наши дни. И для тех, и для других Эстония кажется слишком маленькой, им хочется быть в центре мира. Они уезжают, готовые забыть, что они эстонцы. Но на примере Фриды видно, что когда пришла пора покидать этот мир, она вдруг понимает: несмотря ни на что, она все-таки эстонка. Как бы превосходно ты ни говорил на чужом языке, как бы ни старался стать другим, ты никогда не будешь своим на чужбине».

«Я не вернусь»

Очень хотелось бы, чтобы прокатная судьба нового фильма Раага, который продюсируют четыре компании из разных стран, состоялась. Сценарий картины несколько лет назад написала молодой талантливый драматург Ярослава Пулинович, бывшая студентка Николая Коляды. И эта история так заинтересовала Ильмара Раага, что он даже отказался от некогда принятого решения снимать только по собственному сценарию. Ильмар Рааг о том, чем его привлек сценарий: «С одной стороны, интересная человеческая история. С другой — это метафорический портрет современной России. Фильм о двух девушках, воспитанницах детдома, которые не умеют любить, но, с другой стороны, у них есть страстное желание иметь близкого человека. Они едут автостопом через всю Россию в Казахстан, потому что младшая, 13-летняя, знает, что бабушка писала ей когда-то из Казахстана, и поэтому у нее должна быть там бабушка — единственный близкий ей человек».

Для фильма была нужна актриса 20−23 лет, которая бы выглядела гораздо моложе своего возраста. Найти ее было весьма непросто, с поисками исполнительницы младшей девочки тоже были проблемы… Рааг: «Младшая девочка — это отличная находка для фильма. Я сравнивал ее органичность с органичностью Жанны Моро — девочка не задумывается над тем, что
она делает, но все, что она делает, очень интересно». Остается добавить, что с исполнительницей главной роли петербургские зрители недавно могли познакомиться на спектакле Юрия Бутусова «LIEBE. Schiller» в Театре им. Ленсовета. У тех, кто видел Полину Пушкарук (актрису «Студии театрального искусства») на сцене, думаю, не останется сомнений, стоит ли смотреть фильм Ильмара Раага «Я не вернусь».

Стоит.