5 июня в российский прокат выходит французская мелодрама «Навязчивые ритмы». Помимо актерского состава — Азия Ардженто, Франко Неро, Жерар Депардье (пусть и в эпизоде), фильм наверняка привлечет внимание именем режиссера — Фанни Ардан.

«Навязчивые ритмы» — вторая полнометражная работа Ардан-режиссера. Первая — семейная драма «Пепел и кровь», снятая по роману албанского писателя Исмаила Кадаре, — вышла пять лет назад, потом была короткометражка «Абсент для химер». Для новой ленты Ардан сама написала сценарий, но утверждает, что рассказанная ею любовная история к ней отношения не имеет. «Я стремилась донести до зрителя антагонизм противоречий между мужчиной и женщиной. Он в том, что у него больше не было времени для любви, он был слишком озабочен достижением своего успеха в жизни, а она переживала, что любовь блекнет и теряет накал», — говорит Фанни Ардан, неизменно подчеркивающая, что сама она никогда не жертвовала чем-либо ради любви.

Одного из персонажей «Навязчивых ритмов» зовут Владимир Мешков. И хотя эту роль сыграл бельгиец Йохан Лейсен, режиссер не скрывает: русское имя герою она дала в честь актера Владимира Машкова, с которым подружилась во время съемок фильма «Распутин»: «Он вел себя роскошно, мы много времени проводили вместе, смеялись...»

Яркая, темпераментная (фамилия Ардан созвучна французскому слову «ardent» — «пылкий», «жгучий»), стильная, с удивительным лицом, выразительными глазами, похожая то на француженку, то на итальянку, а на самом деле — на богиню. Часто одета в черное — «цвет страсти и искусства». Называет себя пессимисткой, которая старается к жизни относиться позитивно. На нее просто смотреть — уже наслаждение. Кто-то из ее соотечественников-мужчин — поверьте французу! — заметил: «Живая, буквально вибрирующая, мы счастливы, когда можем полюбоваться ею». Ей уже давно можно было бы ничего не играть, а лишь являть себя миру, но она играет — в театре, в кино, дает мастер-классы, пишет сценарии, снимает фильмы. При всем этом имеет университетский диплом… политолога. Чудеса…

***

Однажды Фанни Маргарит Жюдит Ардан, девушка из очень правильной буржуазной семьи, поделилась с родителями мечтой о сцене. И услышала: «Это капризы, сначала нужно закончить университет, получить хорошую профессию», — в общем, услышала все то, что обычно говорят папа с мамой в подобных случаях. Фанни поступила в университет на факультет политологии, показала домашним диплом — мол, это я для вас сделала — и ушла… в театр. Родители переживали, уговаривали начать жить, как и полагается девушке из обеспеченной порядочной семьи, то есть четко знать, что у тебя сегодня на обед и сколько денег на банковском счету, и чтобы выйти замуж за порядочного и, разумеется, обеспеченного мужчину «нашего круга». Доход, хороший дом, стабильность — в лексиконе Фанни таких слов не было. Она добровольно выбрала жизнь, где мало стабильности, предпочтя, по собственным словам, сыграть в покер с судьбой. Сегодня, когда она стала ярчайшей звездой европейского кино, когда за плечами — роли в фильмах самых главных киноэстетов и интеллектуалов (ее снимали Трюффо, Антониони, фон Тротта, Ален Рене, Коста-Гаврас, Скола, Поллак, Дзеффирелли, Озон), когда есть слава, признание, успех и, конечно, доход, она ко всему этому относится легко. «Что вы больше всего цените в жизни?» — спросили ее. И услышали в ответ: «Свободу. Я никогда не соглашаюсь сниматься только потому, что мне нужно платить налоги, чинить крышу… Я выбрала свободу отказываться от ролей, которые мне не нравятся!»

Она всегда чувствовала себя сильной. Как она говорит, за ней было ее «я». И, приняв вызов мира, где существуют свои законы, мира жестокого, порой беспощадного, где легко впасть в отчаяние, но сложно не стать неудачником, она выиграла. Говорит, что не подвела, прежде всего, себя. Но и других. Франко Дзеффирелли, великий Дзеффирелли, у которого она снималась в роли Каллас, сидя за камерой и наблюдая самозабвенное, прямо на глазах, перевоплощение Фанни в Марию, не стыдясь, плакал от восторга. Джереми Айронс, такой же частый ее партнер в кино, как и давний друг, обожаемый ею за талант, непринужденность и отсутствие предрассудков Депардье, признался, что ради работы с Фанни готов бросить все.

Отсчет кинокарьеры она ведет с фильма Франсуа Трюффо «Соседка». Когда в 81-м один из основоположников французской новой волны позвал ее в свой фильм, ей уже исполнилось 32 года, она много играла в театре, снялась в нескольких телефильмах, но известной не была. По телевизору Трюффо ее и увидел. Нет, сперва он услышал голос — низкий и обволакивающий. Была назначена встреча. И он, чья слава ловеласа опережала его любовные помыслы, увидев ее в красном облегающем платье, в туфлях на высоченных каблуках, задохнулся от восторга и немедленно влюбился и в эту гриву темных волос, и в чувственный рот, и в глаза, в которых — лукавство, юмор, нежность, все! И неожиданно для себя вдруг начал заикаться — от робости и трепета. И она стала его последней музой и матерью его младшей дочери. Они сошлись — не лед и пламень, а два человека, ценящие свободу и независимость другого. Они не были женаты официально, потому что оба не считали, что штамп что-то решает. «Франсуа Трюффо сохранил душу ребенка… Он был индивидуалистом. И это позволяло мне быть тоже индивидуалисткой», — признается сегодня Ардан. Судьба отмерила им всего ничего — через несколько лет Трюффо умер. А замужем она, мать трех взрослых дочерей, не была ни разу — принципиально. Это не проблема отношений с мужчинами. Это стремление к независимости. Признается, что похожа на свою Пьеретту из «Восьми женщин»: «У меня нет мужа, не люблю группы и коллективы, не хочу быть членом семьи, я ярко выраженная индивидуалистка».

Она и путешествовать не любит, и светские вечеринки ей в тягость. Если спросить ее, чего она больше всего на свете хочет, обязательно ответит: «Я страстно желаю созидать, творить, самовыражаться! Кто-то выбирает „тихое счастье“ (в которое я не верю), кто-то — духовное и творческое развитие. Главное — не уставать желать, желать любви, успеха, достижений в искусстве. Если стремишься все это испытать — значит, живешь не напрасно».


P.S. Кстати, про желания. Во время недавнего визита в Москву, где Ардан представила фильм «Навязчивые ритмы» и спектакль «Корабль „Ночь“», она сказала, что хотела бы снять следующий фильм в России. И это не вежливость знаменитой гостьи: Фанни Ардан прекрасно знает русскую литературу, причем не только Чехова с Достоевским («Идиота» впервые прочла в 15 лет!), но и Солженицына, и Гроссмана, а среди любимых ее поэтов — Маяковский и Мандельштам. А еще когда-то очень хотела сыграть Настасью Филипповну…