14 мая стартует 67-й Каннский международный кинофестиваль, в основном конкурсе которого примут участие восемнадцать фильмов. Среди них — российская драма «Левиафан», снятая Андреем Звягинцевым по мотивам истории библейского праведника Иова. В ожидании оглашения результатов конкурса и возможности увидеть новый фильм знаменитого режиссера, VashDosug.ru предлагает вспомнить другие кинокартины этого года, в которых в той или иной степени отразились тексты Священного Писания.

«Ной» Даррена Ароновски

Ближе всех к священному первоисточнику по своему сюжету оказалась дорогостоящая драма Даррена Ароновски. Описанная в Библии довольно лаконичным и сухим языком история о всемирном потопе благодаря усилиям американского режиссера превратилась в двухчасовой блокбастер, полный мрачных предапокалиптических предчувствий и сумасшедших постапокалиптических страстей. При этом фильм во многом остался близок библейскому преданию. Так, вегетарианство Ноя — это не вымысел режиссера, а внимательное прочтение книги Бытия, в которой говорится о том, что до потопа Бог разрешал людям есть лишь растительную пищу. Ангелы в каменной оболочке, напоминающие трансформеров, родились из упоминания в Библии о неких исполинах. А суровая и пустынная природа — это живописная иллюстрация слов, сказанных Адаму Богом после грехопадения: «В поте лица твоего будешь есть хлеб».

Впрочем, кое-что Даррен Ароновски все-таки изменил, причем настолько сильно, что идея фильма получилась весьма далекой от нравоучительного смысла канонического текста. В интерпретации Ароновски Ной изображен не добрым праведником, свободно говорящим с Богом, а религиозным фанатиком, готовым положить конец человечеству за то, что оно «осквернило все, что есть прекрасного в этом мире». В то же время, в противовес мизантропическим воззрениям Ноя, в фильме настойчиво звучит мысль его протагониста — Тубал-Каина — грешника, утверждающего то, что человек, будучи венцом творения, обязан выживать любой ценой. К сожалению, все эти далеко не богословские споры к концу фильма превращаются в скучные диалоги, а безумные терзания героев кажутся слишком пафосными, чтобы им можно было поверить, даже учитывая специфику сюжета.

«Голгофа» Джона Майкла Макдонаха

Если «Ной» Даррена Ароновски поведал о суровости ветхозаветного Бога, то фильм Джона Макдонаха своим названием отсылает уже к новозаветной истории о том, как Всевышний ради грешников пожертвовал на кресте собственной жизнью. Фильм, однако, повествует не о страданиях Иисуса Христа, как можно было подумать, а о жизни отца Джейме — простого католического священника, живущего в небольшом провинциальном городке.

Однажды во время исповеди некий человек сообщает ему о том, что в детстве подвергался сексуальному насилию со стороны другого священнослужителя. Насильник уже умер, но исповедник не может оставить его грех без последствий и потому решает убить хорошего священника, то есть отца Джейме, чтобы общество осознало весь ужас случившейся трагедии. У священника есть неделя, чтобы спастись от рук убийцы. А он, словно подражая Христу, не пытается избежать казни и мужественно берет на себя чужие грехи, продолжая, пока есть возможность, наставлять свою заблудшую паству. Только колоритные и по своему забавные нечестивцы, которым он проповедует, настолько погрязли в пороке, что глядя на усилия несчастного священника, невольно понимаешь, как же трудно быть праведником!

Кроме названия в фильме нет очевидных отсылок к Священному Писанию, разве что между делом задается вопрос: можно ли считать самоубийцей Иисуса Христа? Вербально на него никто не отвечает, но в финале драмы становится ясно — нет, он не самоубийца, хотя бы потому что у казнивших его был выбор, а жизнь его, как и смерть, доказали, что на духовную помощь может надеяться каждый грешник.

«Нимфоманка» Ларса фон Триера

Самый нашумевший фильм этого года — безусловно, порнодрама Ларса фон Триера, в которой откровенные сцены из жизни нимфоманки Джо переплетаются с отстраненными рассуждениями слушающего ее историю девственника-интеллектуала Селигмана. На первый взгляд библейские образы в фильме не играют особой роли. И все же, именно они оказываются принципиальными для понимания замысла провокационного режиссера.

Главная героиня фильма — Джо — это не просто несчастная нимфоманка, она женщина, которая уподобляется Христу. Причем происходит странное уподобление на протяжении всего фильма: сначала через очевидное сходство видения Джо с Преображением Господнем, затем через сравнение ударов плетью, полученными ею от садиста — с пытками, которым был подвергнут Иисус Христос. В конце концов, Джо так же, как и Спаситель, сталкивается с предательством ученика (точнее ученицы), после чего, как и следует ожидать, претерпевает символическую казнь.

События из биографии Джо, как и события Евангелия, повествующего о жизни и смерти Христа, могут служить прообразом любого жизненного явления, что постоянно доказывает словоохотливый иудей Селигман. В этом нет ничего необычного, ведь, по мнению средневековых экзегетов, весь мир является отражением Священного Писания. Так, например, рыбалка понималась богословами не только как рыбалка, но и как символ того, что Христос спасает человеческие души. В случае с героиней, правда, этот символ, как и остальные христианские образы получает весьма ироническое переосмысление…

Конечно, «блудница» Джо, совращающая всех мужчин без разбора, не может претендовать на сакральную роль Спасителя. Особенно учитывая, что она состояла в обществе, похожем на сатанинскую секту, протестуя против любви, а следовательно и самого Бога («Бог есть любовь»). Так что Джо символизирует не Иисуса Христа, как может показаться сначала, а другого библейского персонажа, выдающего себя за Мессию. В Библии этого персонажа называют Антихристом.

Раньше Триер уже задумывался о его образе в одноименной кинокартине и, как напоминание об этом, включил эпизод с ребенком из «Антихриста» во вторую часть своего нового фильма. Впрочем, «антимессия» получился в «Нимфоманке» совсем не каноническим: возложенная на героиню проклятая роль на этот раз не превратила ее в исчадие ада. Напротив, она страдает и борется не меньше, чем христианские мученики, чем и заслуживает у зрителя сочувствие и даже искреннюю симпатию.