С 20 по 30 марта в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль кино Швеции. Фильмы на любой вкус и для любой аудитории — игровые, документальные, мультипликационные, драмы, комедии, приключения, криминальные истории, семейное и детское кино.

Кадр из фильма «За голубыми небесами».

Программа шведских фильмов поражает многогранностью, разнообразием и оригинальностью. Иными словами, если вы еще не бывали в Швеции, то вам просто необходимо побывать на фести вальных сеансах, и тогда эта скандинавская страна станет вам ближе и понятнее. Крайне разнообразные по жанру, духу, режиссерской манере фильмы объединены общими мотивами: интересом к прошлому своей страны и стремлением раскрыть самые острые, актуальные, порой даже болезненные проблемы современного шведского, да и не только, общества. 8 фильмов основной программы, две параллельные программы короткометражных фильмов, одна из которых представляет кино для детей и юношества, — в общей сложности, за 10 мартовских дней петербуржцам предстоит посмотреть 22 ленты, снятые мэтрами, такими как Ян Труэль (номинант на премию «Оскар», призер международных кинофестивалей, обладатель «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля), и режиссерами-дебютантами.

Картиной дебютанта Акселя Петерсена «Авалон» фестиваль и откроется. Невеселый рассказ о 60-летнем тусовщике, чьи планы открыть ночной клуб корректирует несчастный случай, о невозможности выйти за пределы замкнутого жизненного круга уже удостоился нескольких кинонаград, в частности приза ФИПРЕССИ на 36-м кинофестивале в Торонто и Гран-при в России на фестивале «Voices». Тему моральной ответственности, нравственного выбора в мире, где только деньги и власть могут дать тебе все, поднимают ленты Ханнеса Холма «За голубыми небесами» и Микаэля Марсимаина «Девочка по вызову». Первая — драма взросления и криминальный триллер одновременно, герой сбегает от отца-алкоголика и находит работу в элитном яхт-клубе. Мартина ждет встреча с первой любовью и... со старым плейбоем, в результате чего юноша оказывается втянутым в один из самых громких скандалов в криминальной истории Швеции. Ставшая в Швеции кинособытием 2012 года «Девочка по вызову» возвращает нас в Стокгольм конца 70-х прошлого века, когда в политический скандал оказались втянуты многие высокопоставленные политики, включая и тогдашнего премьер-министра Улофа Пальме, — всех их подозревали в связях с несовершеннолетними проститутками. Сын Пальме даже подал иск против создателей фильма, обвинив их в клевете, но проиграл.

Кадр из фильма «Девочка по вызову».

Бывшему премьер-министру Швеции, застреленному февральской ночью на стокгольмской улице 25 лет назад, посвящена и документальная лента режиссерского дуэта Мауд Нюкандер–Кристина Линдстрем «Пальме». Образ политика и человека, во многом изменившего историю Швеции, любимого одними и ненавидимого другими, раскрывается через многочисленные интервью с родными, друзьями, журналистами, политиками. Еще один «кинобайопик» — биографическая драма киномэтра Яна Труэля «Репутация мертвого человека», получившая несколько международных кинопризов. Это история жизни знаменитого шведского журналиста Торгни Сегерштедта, его непримиримой борьбы с нацистским режимом во время Второй мировой войны, когда Швеция вела политику двойных стандартов, формально сохраняя нейтралитет, а на деле идя на любые уступки нацистской Германии. Заставить его замолчать оказался не в состоянии даже король Швеции, столь сильна была вера этого человека в то, что его дело правое. Тему личного выбора подхватывает документальная картина «Большие парни теряют бананы!» Фредрика Герттена о борьбе отдельных личностей с огромной и безжалостной машиной транснациональных корпораций. На Герттена, рискнувшего рассказать историю о человеке, который в одиночку решился выступить против транснациональной корпорации с почти безграничным влиянием, эта корпорация даже подала в суд, задействовав одновременно целый арсенал силовых приемов, угроз, нападок прессы.

* * *

Кадр из фильма «Андерс и Харри».

Рассказать обо всех фильмах, вошедших в фестивальную афишу, не хватит места. И не реверанса ради, а только «истины для» заметим, и кажется уже не в первый раз, что шведские кинематографисты снимают ленты, интересные самой широкой зрительской аудитории, независимо от места проживания, возраста, эстетических предпочтений и политических воззрений. Есть о чем говорить, про что спорить, над чем задуматься. Невольно хочется послужить своего рода вектором для будущих зрителей: это смотреть надо, то смотреть обязательно, а уж это-то — непременно. И даже если вы короткому метру предпочитаете более глобальные двух-трехчасовые киноистории, не поленитесь ознакомиться с программами короткометражных фильмов. «Неожиданно, и так по-шведски» — «альбом» потрясающих короткометражек (самая длинная — 16 минут, самая короткая — всего 3 минуты!), документальных, игровых, анимационных, авторы которых в отведенное метражом время умудряются рассказать с юмором про «сексуальные воспоминания» четырех пожилых дам («По чашечке кофе», реж. Мария Фредрикссон), с грустью и нежностью про одиночество «возраста осени» («Лас-Пальмас», реж. Йоханнес Нюхольм), очень серьезно про первоклассников, впервые в жизни узнающих от учительницы, что такое быть жертвой обидчика («Маленькие дети, большие слова», реж. Лиза Джеймс-Ларссон), согревая душу, про дружбу, музыку и поезда («Андерс и Харри», реж. Оса Бланк и Йохан Палмгрен) и... И вместо того, чтобы ворчать на детей за то, что они неугомонные, лучше приведите их на программу короткометражных фильмов для детей и юношества, которая, между прочим, так и называется «Неугомонные» — про детское желание стать самостоятельным и про последний день весенних каникул, изменивший очень многое в жизни обычной шведской школьницы, и про то еще, как непросто живется в квадратном мире тому, кто рожден круглым, и про шведские тефтели и грузовики, и еще, конечно, про буу. Что такое «буу»? Вот посмотрите фильм — узнаете.