В прокат выходит ремейк культового фантастического боевика «Робокоп». Впрочем, бразильский режиссер уверен: его версия — отнюдь не ремейк, а вполне самостоятельное произведение «на тему» трансформации человека в киборга. Что же заинтересовало в фантастическом боевике режиссера, известного своими остросоциальными документальными фильмами и провокационной дилогией «Элитный отряд», которая в родной Бразилии с легкостью побила даже «Аватар»? Об этом мы и поговорили с Жозе Падильей.

— Жозе, как возникла идея взяться за «Робокопа»?

— Около трех лет назад меня пригласили на студию MGM («Metro-Goldwyn-Mayer» — ВД) поговорить о возможном сотрудничестве. Какие только проекты мне не предлагали, но меня ничто не цепляло. И вдруг на стене одного кабинета я увидел плакат оригинального «Робокопа» и подумал: «О, да это же то, что надо!».

— Чем же именно вас привлекла история робота-полицейского?

— Дело в том, что я как раз думал о том, чтобы снять картину о связи между фашизмом и автоматизаций правоохранительных органов. Пол Верховен в оригинальном фильме эту проблему обозначил, и я сразу понял, что у меня есть возможность на основе хорошо известной, а значит, особенно привлекательной для зрителей истории сказать о том, что волнует меня. О том, что за три десятка лет, с тех пор, как на экраны вышел «Робокоп» Верховена, мир подошел к тому, что то, что тогда рассматривалась как фантастика, стало частью нашей реальности. Например, теперь у нас есть беспилотные самолеты, поэтому мы можем вести войну на территории других стран издалека, даже не будучи в опасности. Конечно, тут поневоле возникает масса этических вопросов. К тому же роботам неведома коррупция, они не устают, не различают людей по расовой принадлежности. Так что, действительно, использование роботов в военных действиях или в полицейское работе вполне оправдано. Но здесь встает вопрос об ответственности. Предположим, вы купили самодвижущийся автомобиль, в котором внезапно отказало управление, и вы куда-нибудь врезались. Чья это вина? На кого подавать в суд? На вас или на компанию, которая выпустила эту машину? По аналогии, допустим, что полицейский допускает ошибку и убивает не того, кого нужно. Сегодня ответственность за это преступление целиком и полностью лежит на плечах самого полицейского. А как разрешится этот вопрос в случае, если полицейский — робот? Все эти вопросы, которые возникают при появлении новых технологий, мы ставили перед зрителем в фильме «Робокоп».

— Судя по всему, продюсеры MGM знали, что делают, дав именно вам возможность снять нового «РобоКопа», ведь им же изначально было очевидно, исходя из ваших предыдущих работ, что без социального подтекста не обойдется. Кстати, ведь вы могли начать сотрудничество с Голливудом несколькими годами ранее?

— Да, со мной вели переговоры году в 2008 о съемках триллера, но в тот момент для меня важнее был другой проект — документальный фильм «Гарапа».

Кадр из фильма «Робокопа».

— Почему канат «перетянул» фильм о голодающих?

— Знаете, я очень ответственно отношусь к своей профессии, и уверен, что мы обладаем некоторой властью. Мы можем дать возможность зрителям забыть хоть на два часа о проблемах, и мы можем открыть им глаза на какие-то вещи, о которых они не задумываются в бытовой суете, — в том числе и о том, что 910000000 людей на земле голодают.

— Ужасная цифра!

- Я прекрасно понимаю, что мой фильм, увы, эту проблему никак не решит. Но так уж повелось, что я делаю фильмы, которые вызывают много вопросов, на которые я сам не могу ответить. Вы не представляете, сколько раз после того, как в 2002 году я снял документальный фильм «Автобус 174», меня спрашивали: «Как же разрешить ужасную проблему погрязшей в коррупции и насилии бразильской полиции?». Но у меня нет ответов. Я просто знаю, что должен об этом говорить. Поэтому я буду продолжать снимать остросоциальные фильмы — и документальные и художественные.

— А почему вы вообще переключились с документального кино на игровое?

—- Я очень люблю документалистику, но должен признать: если мне хочется достучаться до большого количества людей, ничего лучше фантастического художественного фильма нет. При желании, под эффектной оберткой можно скрыть очень серьезные философские и этические проблемы, как мы это и сделали в «Робокопе».

— Если не ошибаюсь, кастинг на роль Алекса Мерфи был очень напряженным. Почему «гонку» выиграл именно шведский актер («Девушка с татуировкой дракона». — ВД)?

— Да, мы потратили уйму времени, пытаясь найти подходящего актера на эту роль. В какой-то момент на кастинге возник и Юэль. Он все сделал замечательно, но, знаете, как бывает, когда разогнался — все никак не остановиться. Так и мы продолжали кастинг. Однажды смотрю: вновь Юэль. И эта проба была еще лучше. Потом он пришел еще раз. И, в конце концов, я подумал: «А чего я, собственно, ищу? У нас же есть отличный Алекс Мерфи!». Надо сказать, Юэль — молодец, поверьте, играть в костюме РобоКопа не такое уж легкое дело.

Кадр из фильма «Робокопа».

— Кстати, ведь наверняка можно было обойтись без столь громоздкого роботизированного костюма, вполне можно было придумать нано-полицейского, похожего на нормального человека?

— Э, нет, тогда это был бы не РобоКоп… Потом, зритель должен поверить, что перед ними машина. Причем машина, у которой сохранились человеческие эмоции и некоторые когнитивные способности. Однако он не может взять сына на руки и не может заняться любовью со своей женой. Быть вот именно таким Робокопом – настоящий кошмар, поэтому его мучает вопрос: «Как же я буду дальше жить в таком виде?» Хотя, конечно, куда больше его волнуют вопросы этического порядка, вроде «кто стрелял в этого парня? Я или робот? Кто я вообще?»

— Жозе, давайте немного поговорим об актерах, вы ведь собрали отличную команду…

— Да-да, ведь прежде я никогда не работал с актерами, чьи имена известны во всем мире. Это не то, что я задыхаюсь от восторга: «Ах, я снимаю звезд!» Но я прекрасно понимаю, что эти люди очень искушены в своей профессии, и заразить их своими идеями не так уж просто.

— Но вам удалось «завоевать» таких разборчивых актеров, как и (первый играет Пэта Новака, телевизионного обозревателя, второй — доктора Деннетта Нортона, создателя Робокопа. — ВД)...

—- В Гэри Олдмане меня поразило, как он на съемочной площадке все держит под контролем. Жаль, что он только однажды попытался снять свое кино, из него вышел бы хороший режиссер, это точно (в конце 90-х Олдман снял по собственному сценарию автобиографическую драму «Не глотать», за которую получил 2 премии Британской академии кино и ТВ-искусств, сейчас планирует продолжить занятия режиссурой. — ВД). Еще меня поразило, как легко он входит в работу. Вот только что он был Нортоном, а крикнешь «Снято!», и все – перед тобой опять Гэри Олдман, который тут же начинает названивать своим детям. И при этом он настолько хорош, что может даже не очень удачные фразы в сценарии подать так, что ты думаешь: «О, господи, да это уровень Шекспира!» (Смеется).

— А что вы скажете про Сэмюэла Л. Джексона?

— Да что тут скажешь, кроме того, это один из величайших актеров нашего времени? Пусть хоть сотня людей будет на съемочной площадке, камера как будто видит только его. Он невероятно талантлив и харизматичен. Но больше всего меня поразило то, насколько хорошо он подготовился к роли. Мы давали ему очень длинные монологи. Он запоминал их моментально. Мы снимали сцены с первого дубля, без единой оговорки. Так что, уж не знаю, как сложится моя дальнейшая жизнь в Голливуде, буду ли я и дальше заниматься такими масштабными проектами, но одно я могу сказать точно: на съемках «Робокопа» мне довелось познакомиться с отличными людьми. А это, согласитесь, многое значит…

Благодарим за помощь при подготовке материала кинокомпанию WDSSPR