Премьера фильма «Развод в большом городе» с большим успехом состоялась еще в прошлом году на кинофестивале в Торонто, но в петербургских кинотеатрах его можно будет увидеть лишь начинания с 19 декабря. К выходу на экраны жизненной драмы о любви, эгоизме и маленькой девочке Мейзи, которая вынуждена справляться с разрывом ее родителей, VashDosug.ru предлагает посмотреть другие картины о причинах и последствиях развода.
«Развод в большом городе»
Кинофильм режиссеров Скотта Макгехи и Дэвида Сигела «Развод в большом городе» — еще один яркий пример хорошо проработанной психологической драмы о расторжении брака. Как и «Анна Каренина», он является вольной экранизацией произведения XIX века, в данном случае американского романа Генри Джеймса «Что знала Мэйзи», события которого в фильме легко перенесены в современный Манхеттен. В наши дни разводятся погрязшие в бесконечных ссорах рок-певица Сюзанна () и крупный арт-диллер Бил (). Разводятся, потому что оба совершенно не приспособлены к семейной жизни: ни в роли супругов (что доказали их дальнейшие скоротечные браки), ни в роли родителей, хотя они и борются за право опеки над своим ребенком с таким же упорством, как Крамеры или Надер и Симин. Главное отличие картины Скотта Макгехи и Дэвида Сигела от остальных драм на схожие темы заключается в том, что все события зритель видит исключительно глазами маленькой девочки. Отсюда и особая лиричность истории, ведь Мэйзи, несмотря на недетские переживания, искренне любит своих родителей. Так что немного счастья в финале фильма с лихвой окупит все плохое, что пришлось перенести героине. В большом городе и для маленькой девочки может случится чудо.
«Анна Каренина»
Одно из самых известных в мире произведений о трагическом распаде семьи — это «Анна Каренина» Льва Николаевича Толстого. Роман экранизировался более тридцати раз, причем в последней кинематографической интерпретации, английского режиссера — , сыграли такие прославленные звезды, как и . Во многом благодаря усилиям сценариста — драматурга , британская экранизация получилась очень зрелищной: яркой, динамичной с нарочито условными декорациями и подчеркнутой театральностью всего происходящего. Сними Джо Райт в таком стиле рождественскую сказку, ни у кого бы не возникло претензий, но «Анна Каренина» — это совсем другое дело. Экранизация вызвала противоречивые отзывы не только в России, но и за рубежом. Впрочем, нужно отдать должное создателям фильма. Несмотря на ограниченный хронометраж, он вместил в себя все ключевые сцены романа. Поэтому, хоть и несколько в упрощенной форме, но вопрос все же прозвучал с экрана: почему Анна, пожертвовав законным браком ради любви, так и не обрела счастье? Кто в этом виноват: светское общество, муж, любовник? А может все это наказание свыше за греховную страсть и не нужно было Анне уходить из семьи...
«Крамер против Крамера»
Безусловно, «все счастливые семьи похожи друг на друга». Но почему вдруг общество решило, что образцовый пример идеального брака — это семья, в которой муж постоянно зарабатывает деньги, а жена, поддерживая супруга во всех его начинаниях, заботится о детях и создает домашний уют? В семье Крамеров так было на протяжении многих лет, пока однажды Джоанна Крамер () не заявила вернувшемуся с работы мужу, что устала от такой жизни и ушла, бросив его и их маленького сына Билли. Внезапный уход жены шокировал Теда Крамера (), но, как ни странно, болезненный разрыв пошел ему только на пользу: успешный карьерист осознал, наконец, какое это счастье быть настоящим родителем.
Драма о том, как отец заботится о ребенке, пока мать ищет свое место в жизни, завоевала огромное количество кинонаград (среди них пять премий «Оскар») и вошла в историю кино как знаковая картина, отразившая влияние феминизма на общественное мнение в США. Однако успех фильма был бы краткосрочным, если бы его замысел ограничивался только этими идеями. «Крамер против Крамера», в сущности — банальная история, в которой нет ни преступной жестокости, ни интригующего адюльтера, но зато есть точное изображение обычного семейного конфликта без правых и виноватых. Так в чаще всего и бывает, потому что, хоть «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», но что-то общее у всех.
«Развод Надера и Симин»
Не стоит думать, что в исламских государствах проживают люди с совершенно другим менталитетом и потому развод для них — неведомая проблема. История иранского режиссера Асгара Фархади, завоевавшая главный приз 61-го Берлинского кинофестиваля, доказывает как раз обратное. Кажется, перенеси ее сюжет в любую другую страну и ничто в нем не изменится, ведь национальная экзотика в фильме почти полностью отсутствует, зато на первый план выдвигаются общечеловеческие проблемы, понятные представителям любых национальностей.
И все же «Развод Надера и Симин», несмотря на увлекательный, почти детективный сюжет, оказывается куда более мрачной драмой, чем западные картины на те же темы. Разрыв между супругами, неожиданно затронувший другую семью, из простой житейской трагедии быстро перерастает в мрачную притчу о нравственной и культурной катастрофе. Ее истоки заключаются в том, что родители, мечтающие о лучшей доле для своих детей, в погоне за этой благородной целью начинают ссориться, лгать и причинять друг другу невыносимую боль. В то время, как их плачущие дочери смотрят них и, бог знает, какие выводы рождаются в их головах. Именно эти выводы и определят дальнейшую судьбу непримиримых Надера и Симин.
«Любит/не любит»
(«Примите этот вальс»)
Развод — это не обязательно результат тяжелого решения, вымученного бессонными ночами и тоскливыми днями разлюбивших друг друга супругов. Марго () и Лу () были прекрасной семейной парой: они принимали гостей, постоянно подшучивали друг на другом и не испытывали никаких проблем в постели, пока однажды не узнали, что в соседнем доме живет Даниель — обаятельный художник, работающий рикшей. С этого момента их благополучный брак оказался под угрозой.
Марго не Анна Каренина: у нее нет детей, ей не грозит осуждение общества и небеса над ней полны сияющего солнца, а не мрачных предостережений. Поэтому, когда Марго все-таки расстается с мужем, ее размеренная жизнь тут же закручивается весело и волшебно, как карусель, на которой она каталась с Даниелем, пока время аттракциона резко не закончилось... Режиссер картины — не стала сгущать легкие краски своей комедийной драмы тяжелым раскаянием героини, но в самом конце грустно констатировала: развод, каким бы серьезным шагом он не казался, не всегда приводит к кардинальным изменениям.
«5x2»
Даже — известный французский эстет и смелый исследователь сексуальности — не обошел стороной эту казалось бы избитую тему, развив ее при этом в традиционном ключе. Два человека — Марион и Жиль, пять стадий взаимоотношений: встреча, брак, рождение ребенка, семейный ужин, во время которого выясняются некоторые подробности интимной жизни супругов и, наконец, их тяжелый развод. Необычно только то, что показаны все эти события в обратном порядке, отчего каждая сцена становится не столько иллюстрацией постепенного угасания любви, сколько поиском причины расторжения брака.
Почему так вышло? Может, муж — латентный гомосексуалист, может, жена его не так уж и любила. Понятно одно — не смотря на годы совместной жизни, общего ребенка и признания в любви, их брак никогда не был идеальным. Даже во время свадьбы в отношениях Марион и Жиля была какая-то червоточина, которая в дальнейшем неизменно давала о себе знать в самые ответственные моменты для супругов. Развод закономерен, но финал фильма — романтическое знакомство на курорте — делает его, тем не менее, печальным.
«Развод по-итальянски»
Среди многочисленных фильмов про развод присутствуют не только грустные драмы, но и искрометные комедии. Так в Италии в 1961 году была снята комедия «Развод по-итальянски», завоевавшая небывалую популярность во всем мире.
Разорившийся аристократ Фердинандо Чефалу или, как называют его домашние, Фефе () влюбляется в свою очаровательную кузину () — невинную девушку с роскошной фигурой и богатым приданным. О чудо! Юная красавица отвечает ему взаимностью. Но, к сожалению, уже не совсем юная супруга Фефе также не равнодушна к злосчастному герою и готова ежеминутно напоминать о своей страсти. Единственный выход из этой ситуации — развод. Однако в Италии в 50-х годах законно расторгнуть брак было почти невозможно, поэтому, если верить фильму, итальянцы разводились весьма экстравагантным способом. Спровоцированная измена жены, добровольный позор, убийство, пара лет в тюрьме, и вуаля — вы снова свободный мужчина! Но даже такой хорошо проработанный план не лишен внезапных последствий...
Ироничная комедия о разводе, в которой были доведены до предела почти все сопутствующие ему страсти, получил «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, а также приз за лучшую комедию на Каннском фестивале.