На экраны выходят «12 лет рабства» — кинодрама , автора культовых «Голода» и «Стыда». Это экранизация мемуаров Соломона Нортапа, вызвавших шок в американском обществе в середине XIX века. История о свободном музыканте, похищенном и проданном в рабство, считается одним из главных фаворитов оскаровской гонки.

Свою третью по счету полнометражную ленту МакКуин снял всего за 35 дней: в июне 2012-го начал, в августе закончил. И это при том, что прежде он вообще ничего не знал ни про Нортапа, ни про его мемуары, — про них ему рассказала жена Бьянка. А поскольку Стива всегда интересовали обычные люди в необычной, экстремальной ситуации, то история, имевшая место быть более полутора веков назад, захватила режиссера полностью. Судя по восторженным отзывам критики он был услышан.

***

Родившийся в Лондоне, в семье иммигрантов из Гренады, Стив в 90-е годы прошлого века имел репутацию одного из ведущих британских кинохудожников. Его видеоработы показывали в музеях и галереях. Киноарт его увлекал возможностью создания новых форм, нового языка. Но — «киноарт эксклюзивен, предназначен для узкого круга ценителей современного искусства». В традиционном же кино его привлекала как раз универсальность. Другое дело, что и в кино важно развитие формы, даже ее подрыв — так он считает. Он в свое время ушел из престижнейшей киношколы в Нью-Йорке, потому что там обучение строилось на шаблонах. «Тебе бы никогда не позволили подбросить камеру в воздух», — позже скажет Стив. Для него, убежденного, что кино — это, прежде всего, поиски и открытия, возможность подбросить камеру в воздух стало своего рода метафорическим отрицанием какой-либо цензуры: «Я не верю в цензуру и не считаю, что кто-то имеет право предписывать мне, какие фильмы я могу или не могу делать». Повествование, хорошо рассказанная история — вот что ценит он в кинорежиссуре, убежденный в том, что любой фильм напоминает роман. Впрочем, как и многие, начинал с короткометражек, почти все они были немые и черно-белые. Между первой короткометражкой, снятой еще в 93-м, и первым «большим метром» прошло 15 лет.

Кадр из фильма «Голод».

***

«Голод», сюжет которого строился на печально известных событиях 1981 года — политической голодовки группы арестованных молодых ирландцев, членов Ирландской республиканской армии, сделал имя МакКуина знаменитым, принес приз Каннского фестиваля, премии кинофестивалей по всему миру от Сиднея до Венеции, премию BAFTAв номинации «Самый перспективный дебютант». Самого же Стива Европейская киноакадемия назвала открытием 2008 года. Еще одним открытием стал британский актер , которого теперь Стив приглашает постоянно в свои проекты. Отвечая на вопросы журналистов, МакКуин рассказывал, что обращение к событиям тридцатилетней давности не было случайным. Это была история из его собственного детства, он еще мальчишкой каждый день по телевизору видел фотографии зачинщика голодовки Бобби Сэндса, под которыми стояла цифра (количество дней голодовки), которая увеличивалась, увеличивалась… Он говорил, что еще тогда, мальчишкой, понял, что мир совсем не такой, каким он его представляет. Тема выбора, смерть во имя общего дела, человек, прошедший этот путь до конца, — вот что волновало взрослого Стива. «Когда кто-то принимает столь радикальное решение, только кино позволяет охватить данный вопрос во всех его измерениях: интеллектуальном, политическом, эмоциональном, психологическом, и даже, возможно, религиозном».

Кадр из фильма «Стыд».

***

Не исключено, что именно убежденность в том, что кино подвластны все измерения, толкнула его на съемки второго фильма. В 2011-м на экраны вышел «Стыд» — эротическая драма, главный герой которой законченный сексоголик, внешне привлекательный, респектабельный (героя сыграл Фассбендер), но и расчетливый, внутренне опустошенный, быстро теряющий интерес к очередному объекту вожделения. Кто-то заметил, что в этом фильме МакКуин изобразил поколение современных городских невротиков, одержимых желанием заполнить жизнь смыслом, но легко ли разорвать путы собственной бесчувственности, если работает голова, но молчит сердце?.. Картина шуму наделала немало, вызвав и восторги, и негодование. Что, впрочем, не помешало Стиву удостоиться сразу трех призов Венецианского кинофестиваля и номинаций на премию «Независимый дух» (весьма символично в отношении нашего героя) и вердикта кинопрессы: «Сейчас нет более впечатляющего сочетания "актер/ режиссер", чем Майкл Фассбендер и Стив МакКуин».

***

В новой ленте Фассбендер также снялся в одной из главных ролей. А еще — , ставший заодно и продюсером, а в качестве тяжелой артиллерии МаКуин привлек не кого- нибудь, а самого Камбербэтча. Фильм выходит в прокат. А британский режиссер уже обсуждает новый замысел: вместе со сценаристом «Войны миров» Мэттью Майклом Карнаханом они решили снять телевизионную драму… в духе «Стыда» и «Шести ступеней отчуждения».