В российский прокат вышла долгожданная драма «Голодные игры: И вспыхнет пламя» — вторая часть подростковой франшизы, чья популярность затмевает даже нашумевшие «Сумерки». Что и почему в приключениях «огненной» Китнисс увлекает зрителей — попробовал выяснить VashDosug.ru.

Кадр из фильма «Голодных игр».

Герой

Главный персонаж «Голодных игр» — Китнисс Эвердин — классический пример популярных в последние десятилетия героинь. Слабые блондинки, нуждающиеся в защите сильного пола, превратились в безнадежный анахронизм. На смену им пришли активные девушки с хорошей фигурой, богатым жизненным опытом и ловкостью опытного бойца: идеал подражания для женской половины аудитории и приятное зрелище — для мужской. Отчасти поэтому измученного тяготами жизни юного подростка играет 23-летняя красавица . В ее исполнении Китнисс Эвердин безусловно очаровательна, причем не только из-за привлекательной внешности, но и, как это ни парадоксально звучит, из-за своего «неумения» нравиться людям. Этот «недостаток» подчеркивает независимость героини от чужого мнения и выгодно выделяет ее на фоне безусловных фаворитов «Голодных игр». Соревнования, в которых Китнисс вынуждена принимать участие, напоминают классические противостояния в школе. Мальчики и девочки из первых и вторых дистриктов, словно футболисты и чирлидерши в классических фильмах для подростков издеваются над слабыми неудачниками (в данном случае убивают), но в конечном счете все-равно уступают первоначально неприметному герою вроде Китнисс.

Кстати, предыдущие успешные подростковые франшизы также увлекали зрителей образом главного героя, осуществляющего мечты молодых людей. Кто в юности не жаждал неожиданно оказаться самым популярным в классе, как Гарри Поттер, или встретить идеального парня, как Белла Свон? Китнисс Эвердин добивается и того и другого. Более того, она выбирается из абсолютной нищеты в невероятную роскошь, пусть и против своей воли.

Место действия

Зрелищное противопоставление неисчерпаемых богатств Капитолия и крайней бедности двенадцати дистриктов Панема заставляет вспоминать множество различных фильмов и сериалов. Эффектный во все времена контраст особенно легко реализуется в фантастических блокбастерах о мрачном будущем («Время», «Элизиум: Рай не на Земле»). И «Голодные игры» — одно из лучших доказательств того, что такие сравнения вряд ли покинут мейнстрим.

Другая особенность вымышленного государства франшизы — это полная зависимость его режима от средств массовой информации и развлекательных шоу, основанных на настоящей жестокости. Идея, порожденная современной действительностью, кажется весьма актуальной, и потому, конечно же, использовалась не только создателями «Голодных игр». Ранее она была успешно реализована в «Дипломной работе», «Прирожденных убийцах» и отчасти в «Шоу Трумана», искусственный мир которого напоминает реальность арены Капитолия. Впрочем, в отличие от этих кинокартин, «Голодные игры» также заострили свое внимание на основных пиар-стратегиях и работе СМИ. Но и это уже было исследовано в художественном кино, например, в сатирической комедии «Хвост виляет собакой».

Так что, автор экранизируемой трилогии — Сьюзен Коллинз и другие создатели франшизы «Голодные игры» не изобрели ничего принципиально нового. Но зато среди множества интересных тем, они сумели заметить одну из наиболее злободневных и, что немаловажно, развить ее в захватывающее приключение.

Правила игры

Кадр из фильма «Королевская битва».

Самая увлекательная часть истории, созданной Сьюзен Коллинз — это, конечно же, описание Голодных игр — соревнований на выживание между подростками дистриктов Панема, проводящееся каждый год в наказание за мятеж против Капитолия. По правилам игры участники (трибуты), должны любыми способами убивать друг друга на ограниченной территории, до тех пор, пока среди них не останется единственный победитель. Безусловно, на большом экране динамичные соревнования смотрятся особенно впечатляюще.

Сразу стоит отметить, условия смертельного конкурса и его многочисленные детали практически полностью повторяют состязание школьников из романа Косюна Таками «Королевская битва» и его одноименной экранизации, осуществленной Киндзи Фукасаку. Причем, как в «Королевской битве», так и в «Голодных играх» необходимость игры вполне объяснима социальными функциями: запугиванием общества государством, порождением недоверия среди потенциальных бунтовщиков и воспитанием жертвенности во имя тоталитарного режима. Однако эти бесчеловечные цели отступают на второй план и обнаруживают другой куда менее очевидный смысл.

Смысл игры

В отличие от «Голодных игр», «Королевская битва» — это яркая, но невероятно кровавая история, пугающая своим безумием. Ее сюжет и мрачные образы (инфернальный доброволец, маяк, нож) вызывают ассоциации с древними обрядами инициации подростков: мучительные физические испытания подготавливают детей к суровым трудностям взрослой жизни и внушают им мысль, что отныне они могут рассчитывать только на себя.

Символика «Голодных игр» куда более проста, она лишена мистики и воплощает в себе общедоступные образы свободолюбия, богатства и нищеты. Окончательное взросление героев, их восхождение по социальной лестнице связывается с тем, что более наиболее близко и понятно современному зрителю — жестокими законами шоу-бизнеса, а правила игры соответственно заставляют вспоминать многочисленные реалити-шоу, вроде «Последний герой» или «Топ-модель по-американски». И хотя на поверхности «Голодных игр» лежит мысль о ненормальности такого положения вещей, их режиссеры явно подчинялись тем же правилам, что и несчастные трибуты: хочешь выжить и стать популярным, несмотря на серьезную конкуренцию, — умей нравиться зрителям, а для этого, в первую очередь, нужна блестящая подделка, а не пугающая правда. При сравнении «Голодных игр» с «Королевской битвой» этот вывод становится очевидным.

Продолжение

Кадр из фильма «Голодных игр».

По сути «Голодные игры» пошли по стопам знаменитых «Сумерек»: создатели обеих франшиз адаптировали для подростков серьезные, отражающие древние поверья истории, превратив их в развлечение, не провоцирующее на слишком сложные мысли. При этом адаптация сюжета «Голодных игр» совсем не требовала устранение трагизма, ведь сегодня уже мало кому интересны детские сказочки с легким хеппи-эндом.

Вторая часть «Голодных игр», как и продолжение почти любой серии фильмов, вполне закономерна: более экзотичные условия, более опасные противники и более масштабные последствия. В результате этих изменений 75-ые соревнования уже мало походят на «Королевскую битву» и напоминают скорее канадский триллер «Куб 2: Гиперкуб» в пересказе для детей.

Китнисс Эвердин, как и следовало ожидать, восходит на высшую ступень социальной иерархии: подобно большинству героев кинематографа она становится символом надежды для угнетаемых людей и единственным человеком, способным спасти общество от безжалостной тирании. Однако важная роль накладывает на девушку невыносимый груз новых обязанностей и страхов, и дальше, похоже, будет только хуже.

Возможно, такой трагизм понравится не всем зрителям, но с другой стороны он вносит необходимую оригинальность в фантастическую историю и явно привлекает внимание. В «Гарри Поттере» этот прием сработал на «ура». Что ж, посмотрим, к чему придут «Голодные игры».