27 августа в России отмечается День российского кино, с чем VashDosug.ru поздравляет отечественных кинематографистов и любителей российских фильмов. К сожалению, мы не можем упомянуть всех художников, внесших вклад в развитие отечественного и мирового кинематографа, поэтому наш обзор посвящен лишь нескольким режиссерам. Зато их имена хорошо известны не только в нашей стране, но и во всем мире.

Рассказывая о пионерах мирового кинематографа, любой историк кино вспомнит прежде всего родоначальников этого вида искусства — и «отца монтажа» — Сергея Эйзенштейна, непревзойденного советского мастера немого, а затем и звукового кино. Возведенный на пьедестал великого классика, Сергей Эйзенштейн при жизни был ярчайшим новатором киноязыка. Идея «монтажа аттракционов» или, иначе говоря, правильного соединения ударных эпизодов, увлекла режиссера, еще когда он работал в театре, а с приходом в кино она нашла свое идеальное воплощение. Первая полнометражная картина Сергея Эйзенштейна поразила зрителей необычным метафорическим сопоставлением кадров, а также отсутствием привычной драматической фабулы и героя, а вторая — «Броненосец Потемкин» принесла ему мировую славу. Революционный, во всех смыслах этого слова, фильм произвел фурор, во всех странах, где цензура пропускала его к показу. Впервые примененные монтажные приемы, яркие детали и потрясающие по своей выразительности сцены на Потемкинской лестнице стали хрестоматийными примерами во всех киноведческих учебниках. называл «Броненосец Потемкин» самой лучшей картиной в мире, и, согласно итогам многочисленных опросов кинодеятелей, этот статус до сих пор закреплен за советской киноэпопеей.

В 1992 жюри ЮНЕСКО, состоявшее из ведущих европейских режиссеров, выбрало «тридцать лучших фильмов всех времен и народов». В их числе помимо «Броненосца Потемкина» Сергея Эйзенштейна оказалась картина еще одного нашего соотечественника — «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. Творчество двух культовых советских режиссеров часто противопоставляют из-за несхожести их взглядов на основы киноискусства: если для Эйзенштена на первом месте стояло правильное соединение кадров, то для Тарковского каждый кадр уже сам по себе был наполнен духовным смыслом и внутренней жизнью. Картины Тарковского сложны для восприятия, они загадочны и медлительны, глубокомысленны и лиричны, подчинены не столько внешнему сюжету, сколько изображению духовных поисков и внутреннего мира человека. Их принято относить к так называемому «поэтическому кино», впрочем сам режиссер очень не любил этот термин, отказываясь воспринимать киноязык как вторичный по отношению к литературе. Каждый фильм Андрея Тарковского получил крупные международные кинонаграды, а его имя наряду с Ф. М. Достоевским и Л. Н. Толстым на Западе стало визитной карточкой русской духовной культуры.

Говоря о российских режиссерах, прославивших отечественный кинематограф за рубежом, непременно стоит упомянуть Михаила Калатозова, чей фильм «Летят журавли» в 1958 году, вопреки железному занавесу и непонятной иностранному зрителю специфики советского кино, завоевал главную награду Каннского кинофестиваля. Причем, за всю историю мирового кинематографа это единственный случай, когда советская (российская) картина получила «Золотую пальмовую ветвь». Фильм попал на международный конкурс случайно: его заметил , тогда еще никому не известный кинолюбитель, ставший впоследствии одним из самых знаменитых французских режиссеров. Советская пресса предпочла умалчивать о неожиданном триумфе Михаила Калатозова, но отечественный зритель принял его работу с не меньшим восторгом, чем зарубежные ценители кино: картина нарушила все надоевшие каноны советского искусства как в изображении персонажей, так и их поступков, а удивительная операторская работа Сергея Урусевского никого не могла оставить равнодушным. Драма «Летят журавли» не только вывела советское кино на мировую арену, но и определила его дальнейшее развитие. Как рассказывали журналистам в разное время , и , именно эта картина побудила их выбрать режиссерскую стезю, а никакую-нибудь другую профессию.

Несмотря на то, что личность Никиты Михалкова у многих вызывает крайне негативную реакцию, он является самым знаменитых из ныне живущих русских режиссеров, чья деятельность формирует имидж российского кино на Западе. За рубежом он известен как президент Московского кинофестиваля и как автор работ, неоднократно становившихся участниками различных международных конкурсов. Одна из них принесла ему настоящую славу. В 1995 году его по-чеховски нежная драма, полная неподдельной боли о жертвах сталинских репрессий — «Утомленные солнцем» — получила сразу две престижные кинонаграды: «Оскар» за лучший иностранный фильм и Большой приз жюри 47-го Каннского кинофестиваля. К сожалению, дорогое продолжение фильма «Утомленные солнцем 2: «Предстояние» получило крайне негативные отзывы кинокритиков и потерпело полный провал, как в российском, так и зарубежном прокате.

По словам российского киноведа Андрея Плахова, в последние годы именно Александр Сокуров «выступает наиболее репрезентативным культурным героем России в мировом кинематографическом мнении. Эту роль он унаследовал у Тарковского». Сам Андрей Тарковский в свою очередь оказывал немалую поддержку молодому Сокурову и с восхищением отзывался о его первом фильме «Одинокий голос человека»: «У Сокурова есть странные вещи, необъяснимые, даже глупые, непонятные вроде, несвязные... Но... гений! Рука гения». Александр Сокуров неоднократно получал международные кинонаграды, четырежды за пять лет участвовал в конкурсе Каннского фестиваля, а в 2011 году его мощной драме «Фауст», завершающей режиссерскую тетралогию о природе власти, жюри единодушно вручило Золотого льва Венецианского кинофестиваля.

Автор эмоционально-напряженных кинопритч, наполненных тревожной атмосферой и болью от крушения вечных ценностей, фильмов о трагедии, постигшей ту или иную семью. Уже первая полнометражная картина Андрея Звягинцева «Возвращение» принесла ему мировую славу. Фильм получил главный приз Венецианского кинофестиваля, причем после «Иванова детства» Андрея Тарковского это был первый российский кинодебют, удостоенный такой престижной награды. Последующие фильмы Андрея Звягинцева не имели громкого мирового успеха, но неизменно получали положительные отзывы кинокритиков. Его последняя драма «Елена» была награждена специальным призом жюри Каннской программы «Особый взгляд» и по версии «The New York Times» вошла в десятку лучших фильмов 2012 года.