— пожалуй, самый популярный и модный французский режиссер среднего поколения — представил на последнем кинофестивале в Каннах свой новый фильм «Молода и прекрасна», который российские зрители смогут увидеть 29 августа.

На Каннском смотре этого года оказались три работы, так или иначе затрагивающие тему половой идентификации, — может, тенденцией это и не назовешь, скорее совпадением, но актуальность вопроса в современном обществе неоспорима.

На Каннском смотре этого года оказались три работы, так или иначе затрагивающие тему половой идентификации, — может, тенденцией это и не назовешь, скорее совпадением, но актуальность вопроса в современном обществе неоспорима. Одна из картин, рассказывающая о девочке-подростке, влюбленной в девушку постарше с необычной внешностью — «Жизнь Адель» — получила «Золотую пальмовую ветвь». снимает биографическую ленту «За канделябрами», где играет культовую персону 50-х, эпатажного пианиста Либераче, а — его любовника. И, наконец, история от Франсуа Озона про 17-летнюю Изабель, которая ведет двойную жизнь: поступление в лицей совмещает с рискованными сексуальными экспериментами. Под псевдонимом Леа она знакомится в чатах с мужчинами и назначает встречи в отелях, спит с ними, но делает это совсем не ради денег. Все благополучно удается скрывать, пока не умирает один из клиентов Изабель, к которому она очень привязалась... Ее образ жизни не от распущенности, все сложнее — это попытка пробудить собственные чувства, понять их и найти себя. Озон говорит, что «хотел снять фильм о том, как человек ощущает себя в том возрасте, когда его тело трансформируется. Юность очень часто идеализируют в кино. На мой взгляд, это самый болезненный период, у меня нет никакой ностальгии по этому времени».

Роль Изабель досталась начинающей актрисе и модели Марине Вакт, которая после участия в фильме стала известна на весь мир. Кстати, ее лицо можно увидеть в рекламной кампании нового аромата от Yves Saint Laurent. В фильме также играет знаменитая , с которой Озон уже работает давно, со времен картины «Под песком» (2000), где ее героиня никак не может отправиться от внезапного и очень загадочного исчезновения мужа.

Кадр из фильма «Молода и прекрасна».

Карьера Озона, на зависть любого творческого человека складывается крайне успешно — уже к 30 годам он прославился благодаря своим откровенным короткометражкам, самые яркие из них в России были изданы в сборнике под названием «Нарцисс у кромки лета».

В полнометражном кино режиссер дебютировал скандальной комедией положений «Крысятник», где объединил все свои безумные фантазии. Когда отец семейства приносит домой лабораторную крысу, со всеми членами ранее благополучной семьи начинают происходить жуткие метаморфозы: сын становится гомосексуалистом, дочь — садомазохисткой, а мать пытается соблазнить сына, в надежде что тот прочувствует женскую привлекательность.

Трансформация понятия «семья» вообще занимает Озона, что видно по многих фильмам режиссера: он хоть и не утверждает, что такая форма сосуществования людей изжила себя, но убежден, что стремительно к этому движется.

Озон не скрывает свою ориентацию, поэтому практически каждый фильм содержит гомосексуальные линии. В частности, фильм «Капли дождя на раскаленных скалах», снятый по одноименной пьесе Райнера Вернера Фасбиндера, был удостоен на Берлинском кинофестивале премии «Тедди» (награда вручается фильмам, посвященным гендерным проблемам). Здесь в центре повествования оказываются отношения между взрослым мужчиной и юношей, которые пытаются жить вместе, но со временем это становится невозможным...

Кадр из фильма: «8 женщин».

Коммерческий успех приходится к режиссеру в 2002 году, после выхода на экран криминального мюзикла «8 женщин». Собрав целую плеяду звезд (, , , , , , ) и поместив в их стильные декорации 50-х годов, Озон не прогадал и получил, помимо восторженных зрительских отзывов, еще и награды от Берлинского фестиваля и Британской киноакадемии.

Спустя три года после первой совместной работы с Рэмплинг режиссер вновь приглашает ее сыграть в новом фильме под названием «Бассейн». Кстати, с тем «Бассейном» 1969 года, где снялись , и , картина никак не связана, их лишь объединяет место убийства вынесенное в заголовок. В озоновском — писательница Сара Мортон едет за вдохновением на виллу своего издателя, но ее покой нарушает развязная девушка, представившаяся его дочерью. Раздражение первой сменяется интересом и Сара уже видит в ней героиню своего нового детектива. В открытом финале становится под сомнение была ли эта девушка на самом деле или это плод фантазии исписавшегося автора.

Франсуа Озон снимает со скорость (но пока умудряется не повторяться), поэтому трудно уместить столь богатый кинематографический «багаж» в небольшой статье. Гипертрофируя реальность, Озон намеренно уходит от стереотипов: «Я постоянно меняю угол зрения и стараюсь вывернуть привычное наизнанку. Главная цель моего кино, чтобы зритель повелся, думая, что все очень просто, а к концу осознал, что все гораздо сложнее, чем он думал вначале. Нет черного и белого».